Секс-скандал вокруг 57-й московской школы должен бы разнести ее по кирпичикам, но... только подхлестнул к ней интерес. Однако надо понимать, что той школы, которую создал Сергей Менделевич, по-видимому, уже не будет. Хотя бы потому, что далеко не все преподаватели, делавшие 57-й имя, продолжат трудиться в ее стенах.
Напомним, из-за чего вспыхнул «пожар». Журналистка Екатерина Кронгауз написала в фейсбуке, что из 57-й школы был уволен преподаватель истории, который крутил романы с ученицами, и об этом все знали больше 16 лет.
Историю описали в газетах, это заинтересовало Следственный комитет РФ, который начал проверку. Следы привели к Борису Меерсону - он успел уехать в Израиль, где начал курс у психотерапевта.
За 16 лет ни одна ученица не призналась, что стала жертвой. Только после того, как тема получила огласку, некоторые девушки начали подтверждать отношения с педагогом. Они открыто заявили в социальных сетях, что у них были сексуальные связи с историком.
А потом появилось сообщение об увольнении директора школы Сергея Менделевича. При этом учащиеся, выпускники и их родители собрались у главного здания школы №57, выступив с требованиями сохранить педагогический состав.
В США недавно приговорили к 22 годам тюремного заключения учительницу Дженнифер Фихтер за то, что она совратила трех старшеклассников. В России же какой-то историк 16 лет занимался любовью с ученицами, его, судя по всему, покрывал директор, но многие ученики элитного заведения хотят это дело замять.
Что за школа такая? И каков был путь Сергея Львовича Менделевича - от педагогического гения до невольного разрушителя собственного детища.
ШКОЛА-БРЕНД
Она была основана еще в 1877 году как реальное училище статского советника Карла Мазинга. Одно время акцент в обучении делался на искусстве, потом - на математических науках, позже появились биологические и гуманитарные классы. Сейчас школа располагается в трех зданиях, но принять всех желающих все равно не может.
«У меня в первый класс на 50 мест более тысячи заявок, - рассказывал Менделевич. - По существующему законодательству я не имею права объявить конкурс. Попытался хотя бы ввести простое правило: мы набираем в первый класс только через систему подготовительного отделения. Вот есть 50 мест - беру 150 человек подряд, первых ко мне обратившихся. И закрываю запись в подготовительное отделение.
Целый год обучаю 150 человек так, как мы умеем. Не науки, а социализация, моторика, физическое развитие. Потом каждый родитель получает конверт, в котором по 280-балльной системе расписано все об их чаде, включая динамику за истекший период. И тогда понятно, поступит ли их ребенок в конце года. Но даже такую систему назвали незаконной.
Абсурдная совершенно ситуация. А вы говорите о рынке. У меня в год 20 обращений из Совета Федерации, 80-100 - из Госдумы, порядка 300 - из разных министерств. И все требуют немедленно принять такого-то ребенка. А у нас ведь все образование, как декларируется, - для народа, и оно бесплатное...»
В 57-й учились дети Сталина, Молотова, Куйбышева, Семашко, Фрунзе, Литвинова, Лазо... Оттуда вышли известный советский писатель и поэт Борис Заходер, актриса Людмила Касаткина. Школа была связана со многими деятелями искусств, директором (в то время еще женского заведения) была знаменитый основатель детского театра Наталия Сац. Сегодня в школе учатся дети и внуки членов правительства. |
«НЕ ЗАБУДЬТЕ МЕШОК ДЕНЕГ»
Менделевич работает в 57-й школе с 1987 года. Он рассказывал, что родители учеников самые разные. У одного из лучших выпускников, который потом с отличием окончил университет, мать - сильно пьющая уборщица из Подмосковья. А мама одноклассника, тоже хорошего мальчика, - крупный банкир, член совета директоров.
«Среди приглашенных профессоров западных университетов тоже много наших ребят, - говорит Менделевич. - Прийти куда-нибудь на прием со значком школы №57 - это часто открывает самые разные двери. «Пятьдесят седьмая» - это своего рода пароль».
А теперь почитаем отзывы родителей на обычном сайте, где составлены рейтинги московских школ. Что говорят о 57-й?
«Да, конкурс большой. Потому что есть ошибочное представление о сильной подготовке в начальной школе. На самом деле есть достойное преподавание в профильных матклассах, но это уже старшая школа. Началка и средняя - слабо, на уровне любой другой школы в Хамовниках. Платные дети поступают (надо знать, кому «занести»). Главное - связи, позубоскалить и правильно поунижаться у завуча. И очень уж там любят своячество, шушуканье, интриги, закатывание глаз. Прям секта какая-то».
«Финансы во главе угла. В самой школе деньги дерут безбожно, прикрываясь добровольностью.
Все на плечах родителей. Если вы готовы следить за всем - вам в эту школу, и мешок денег не забудьте».
ФОНД ДРУЗЕЙ
Строго говоря, Сергей Менделевич не создал 57-ю с нуля. Но это очень талантливый педагог и администратор, который вывел школу на новый уровень. Сделал ее не просто исторической, но элитной, престижной. И вот - снова попал в историю...
Почему руководство 57-й не увольняло аморальных преподавателей, о которых, как говорят очевидцы, знало? Как сообщают СМИ, главный фигурант скандала, историк Борис Меерсон - близкий друг директора школы Сергея Менделевича. А еще при заведении есть благотворительный фонд «Друзья 57-й школы», который существует с 1995 года, а его президентом является как раз Меерсон.
Фонд аккумулировал огромные средства, а их распределением занимался именно Меерсон - только он имел право подписи. Учредители фонда - директор школы Сергей Менделевич и его заместитель Борис Давидович, на которого тоже были жалобы от учениц. На страничке фонда на старом сайте школы сказано: «Средства расходуются на материальную помощь учителям и иные связанные с жизнью школы нужды».
Вот что рассказывает сопредседатель Межрегионального независимого профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов:
«Сама по себе практика сбора родительских денег через различные фонды идет с 90-х, когда государственное финансирование резко снизилось и не покрывало всех потребностей школ. Юридически, если речь идет о добровольных пожертвованиях, - проблем нет. Но мы прекрасно понимаем, что зачастую добровольность может быть только ширмой, если со стороны руководства школы есть установка на тотальное включение родителей в эти сборы».
То есть школа собирает средства через благотворительный фонд, а потом бесконтрольно их расходует. Там ведь математические классы, выпускники которых легко поступают в лучшие технические вузы с перспективой успешного трудоустройства за границей. Родители готовы отдавать за это любые деньги. В соцсетях упоминается цифра в 50 млн долларов годового оборота...
БЕЛЬМО НА ГЛАЗУ
Вот рассказ одной из учениц: «Я помню, как в школу пришел Менделевич. Уходила любимая всеми Нина Евгеньевна, которая из школы сделала Школу, из кабинета которой не вылезали школьники.
Школа уже давно была бельмом на глазу властей - фронду растила. Математиков каких-то. Принимала без учета пятого пункта. И вот прислали. Из посольской школы. Ясное дело - ему бы пересидеть три года, сдать школу и уехать в свои швейцарии. Встретили Менделевича более чем настороженно.
Через некоторое время стало ясно, что он не только не сдает Школу, но что Школа и директор нашли друг друга. Менделевич сохранил собранный Ниной Евгеньевной коллектив учителей, набор в спецклассы. При нем начали приходить новые замечательные люди. Школа продолжала жить и развиваться. Все было непросто. Были и внутренние проблемы, и внешние. Менделевич их старался решать как мог.
Школу закрывали. Как всегда в августе, уже был издан приказ. Менделевич как-то узнал про это и примчался из отпуска. Как уж он крутился, не знаю, но 1 сентября школа начала учебный год. Менделевич, правда, выглядел несколько уставшим.
Школа как-то вдруг начала проваливаться (с точки зрения властей). То есть буквально под землю. В метро. Менделевич нашел выпускников - геологов и метростроевцев, и школа вдруг перестала проваливаться.
Школа пережила голодные годы, поддерживая учителей, чем могла. Пережила годы необузданной свободы школьников в перестроечные годы. Школа переварила новые здания, первая попала в объединения и связанные с этим скандалы.
Оказалось, что противостоять внешним угрозам проще, чем решать внутренние проблемы.
Уходит эпоха. Жаль, что так...»
ПОСТСКРИПТУМ
Школа по-прежнему работает. В группу «Приготовишка» записались 690 детей. И это только развивающее обучение. Подавляющее большинство из них в первый класс не пройдет...
Материал подготовил Степан Строев
ТАСС/В. Кузьмиченок,
Коммерсантъ/FOTODOM.RU