Образование
4868 | 0

Школа - территория любви

Школа - территория любви
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Имеет ли право учитель влюбляться в своих учеников? Противоречит ли это нормам морали? Как учителю сохранить полную беспристрастность? И должен ли он быть «застегнут на все пуговицы», предвидя возможные провокации со стороны эмансипированных, рано созревших учениц? 

Что толкает школьников на сексуальную связь с учителями и все ли учителя способны устоять перед соблазном? Что делать ученику, если учитель проявляет к нему не только профессиональный интерес? Сегодня за круглым столом с авторитетными собеседниками мы обсудим эту очень деликатную тему.

 

Юрий Евгеньевич Прохоров, доктор педагогических наук, доктор филологических наук, лауреат премии Президента РФ в области образования:

- Роль учителя в эпоху интернета изменилась. Он и сам должен самообучаться, и учить учеников самообучаемости, тому, что ему необходимо. Дистанция между учителем и учеником должна быть всегда просто по статусу одного и другого, но она не должна быть механической. В школе может быть все. Учителя тоже люди. Просто нельзя забывать, что тот, кто стоит напротив, тоже человек.

Сергей Пускепалис, режиссер фильма «Клинч» о несчастной любви учителя и ученицы:

- Никаких искушений в школе нет. Все девочки влюбляются в носителя знаний. На протяжении всех периодов истории. Это особенность профессии учителя. Это существует, и не надо закрывать на это глаза. Единственное - надо бережно к этому относиться. Ни в коем случае нельзя переходить за рамки дозволенного. Это, знаете, как отец с дочерью. Дочь всегда влюбляется в отца как сильного и надежного человека. Учитель - проводник в будущее, и если его имя дискредитируется, то и будущее дискредитируется. Будущее нельзя опошлять, делать вульгарным. И в то же время учитель-сухарь - предмет для насмешек. Ребята сейчас все живут активно, они достаточно продвинутые, и с учетом объема информации, которая на них сваливается, понятно, что человек в футляре будет посмешищем. Должен быть вольный диалог, но вот эта грань должна быть железной.

Алексей Слаповский, российский писатель, драматург, сценарист, автор сценария к фильму «Клинч»:

- Многое изменилось с течением времени. Я начинал свою трудовую деятельность учителем, три года преподавал в школе. Потом следил, как взрослели мои дети. Не могу не заметить тенденцию: стирание грани между учеником и наставником, мастером и обучающимся. Вспоминая свои школьные годы, могу отметить, что встретить учительницу в домашнем платье, вышедшую в магазин, было чем-то невероятным. Оказывается, она тоже человек! Должна быть дистанция, которая позволяет сохранить уважение. Я не люблю фальшивого равенства. Авторитет учителя упал, учителя приравняли к обслуживающему персоналу, от него требуют, требуют... Учителя сходят с ума от изменений регламентов учебных процессов и объема документации. Раньше была школа, сегодня -  ГБОУ. Учителя зависают в интернете, «Вконтакте», превращаются в публичные фигуры. Я бы на месте учителей не писал в соцсетях о семейных проблемах, о том, кто женился-развелся, как сходил к дантисту. Не надо этого ничего! И признаваться в любви не надо. У всякой профессии есть профессиональный кодекс. Учителя не принимают присягу, как в армии, не произносят клятву Гиппократа, как это делают будущие доктора. Но никто не отменял профессиональный кодекс. Да, истории бывают. Но есть профессии, где человек отвечает не только за себя, но и за свой «клан». Вот журналисты, например, пишут: полицейский взял взятку. Сразу мысль: «Все такие». Единоличный пример в глазах обывателей переносится на общество: «все они такие». Вот что значит «цеховая» ответственность. А нюансы случаются, конечно.

Евгений Александрович Ямбург, заслуженный учитель России, доктор педагогических наук, членкор РАО:

- Я скажу одну вещь: школа - это территория любви. За 40 лет работы я узнал тысячи историй про школьную любовь. Я сам, уже работая в школе, вляпался в 25 лет. В меня влюбилась одиннадцатиклассница. Я уже был женат. Я не поддавался. В итоге девочка приняла таблетки и чуть не умерла.

Меня вызывал директор на серьезный разговор: «Идите и утешайте! Где ваше сердце и этика!!!» Я пришел. Папа девочки оказался прокурором. Дома мы посидели с ним, поговорили. Я читал стихи Есенина. Теперь той девочке 50, у нее двое детей, она замечательная писательница, мы со смехом все это вспоминаем.

А тогда мне было не смешно. Жизнь очень сложная. Нет универсальных рецептов. Я знаю случай, когда 45-летняя учительница сошлась с одиннадцатиклассником, но они счастливы. А тогда партком лез в постель.

Знаю еще одно: директор школы не должен попадать в капкан. Если возникнет подозрение на учителя - пошел вон. Директор 57-й школы подал в отставку после признаний бывшей ученицы о насилии 15-летней давности. Я уверен: все должно быть четко. Лучше я возьму на работу бездарного учителя, но не окажусь в этой ситуации. Это правовое табу. Жить с несовершеннолетними нельзя.

Александр Викторович Снегуров, заслуженный учитель России, профессор РАЕН, победитель конкурса «Учитель года-2004», публицист:

- Положение педагога сегодня противоречиво, двойственно. Всегда учитель находился в центре внимания. Сейчас, в XXI веке, статус учителя изменился. Но что-то должно оставаться неизменным.

В своем подвижничестве учителю важно сохранить открытость, доброжелательность, но также сохранить и дистанцию, чтобы учитель не превратился в товарища и отношения с учениками не были бы панибратскими.

Педагог иногда делает популистские шаги навстречу вызовам... Но он может попасть в коварную ситуацию, что его может вовлечь...

Я знаю о том, что учителя можно обвинить в безнравственности. Например, скандал в 57-й школе. Но я знаю и другой случай. Моего коллегу - педагога другой школы обхаживала девочка-восьмиклассница, писала записки, оказывала знаки внимания на грани влюбленности. Но этот учитель твердо дал понять, что он не перейдет той незримой, неправовой грани.

Вот Сухомлинский ходил с дошкольниками и семилетними детьми в походы, встречал с ними рассветы, рисовал, наверняка и приобнимал немного, но ни у кого не было и намека в голове на педофилию. И вот наши дни. Я иду по школе, ко мне бегут дети, некоторые меня обнимают, а я не могу оттолкнуть, сказав, что вот увидит кто-то из родителей, которые стоят перед турникетом. Мы должны принимать их добрые чувства!

Без педагогической циркуляции доброй энергии не будет настоящего педагогического процесса!

А формализма, имитации у нас уже достаточно, и мы не должны их множить.

Поэтому застегнутый на все пуговицы сухарь, сноб тоже не подходит для школы. О-о-чень сложно принять теплоту и не поддаться соблазну.

Ко мне стекается много сведений, как «в штаб советов». Так вот в 1980-е годы в Москве было событие в Ленинградском тогда районе. Еще достаточно молодая учительница влюбилась в восьмиклассника. А он в нее. Им пришлось преодолеть невероятное количество барьеров, чтобы сохранить свою любовь! Разница в возрасте была более 15 лет.

В дальнейшем они стали мужем и женой. Причем она была замужем, оставила семью, настолько сильны были ее чувства к ученику. Отношения зародились в школе. Позже у них родился сын. Это пример, когда сильное чувство одолевает человеком. Правда, она не позволила себе серьезных шагов в сторону мальчика, пока тот не окончил школу и не достиг определенного возраста.

Школа должна быть местом приязни. Дружба не должна быть дворовой, панибратской, а должна быть такой, когда есть уважение. Дружба, насколько она может быть между учителем и учеником, должна быть основана на уважении, а не на каких-то прагматичных, бытовых и половых моментах. Вот он, на мой взгляд, эликсир педагогики.

Беседовала Елена Половцева.

FOTODOM.RU, 

PHOTOXPRESS, 

Комсомольская правда/PHOTOXPRESS

 

P.S. Мне очень хотелось выслушать сексолога. Но я отказалась от этой мысли, предвидя, что мне будут рассказывать о пубертатном возрасте, о пике гиперсексуальности школьников, о зове природы, о периоде гормонального срыва подростков. Нет оправданий учителю, который сознательно идет на сомнительный контакт, который использует свое «служебное положение», а именно манипулирует доверием детей, бегущих в силу возраста «на зов природы». Не надо учителю блистать педагогическим талантом в вопросе секса. Есть его конкретный предмет. Учи. Посвятил жизнь, чтобы нести свои знания, -  неси.

 

СПРАВКА ДЛЯ УТЕШЕНИЯ

Директор школы №57 Сергей Менделевич уволился. Вместе с ним ушли и несколько учителей. «Я принял решение оставить дело всей моей жизни. Очень надеюсь, что мой уход поможет 57-й школе выйти из тяжелого кризиса», - сообщил он.

Ситуацией заинтересовались следственные органы. Скандал закончился возбуждением уголовного дела в отношении 50-летнего Бориса Меерсона и 25-летней Марии Немзер по факту совершения действий сексуального характера в отношении несовершеннолетнего.

«И он больше не работает в школе. И это хорошо, даже при том, что он был хороший учитель для всех, у кого не было с ним романа. Потому что нехорошо спать с девочками-школьницами, если ты взрослый их любимый учитель. И хорошо, что этого в школе не будет больше. И плохо, что, может, будет в другой школе. И дай-то бог, чтобы в разных школах, где есть такие же истории, о которых все знают десятилетиями, тоже нашлись люди и силы - потому что, ну е-мое, ну это ж зависимые от тебя дети, даже если у них грудь выросла немножко и гормоны», - написала Екатерина Кронгауз, журналист (благодаря ей завертелось колесо справедливости. - Прим. авт.)

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.