2023 год объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом педагога и наставника, а 2022-2031 годы пройдут в нашей стране как Десятилетие науки и технологий.
Цель - усилить роль высшего образования в развитии государства. О том, как решить эту задачу, рассказывает ректор Воронежского государственного технического университета (ВГТУ) Дмитрий Проскурин.
– Дмитрий Константинович, вузы страны призваны готовить современные кадры, которые смогут достигнуть прорывных результатов по итогам Десятилетия науки и технологий. С какой научно-технической базой подходит к этому периоду высшая школа, в частности, ВГТУ?
–На сегодняшний день наше общество стремительно меняется, увеличиваются темпы социально-экономического развития. И наука играет всё более важную роль во многих отраслях. Задачи, которые поставил президент страны перед вузовским и научным сообществом, достаточно амбициозные и понятные всем: это импортозамещение, с одной стороны, и опережающее развитие, с другой. Мы не должны пытаться только качественно повторять то, что уже сделано в мире. Нужно идти вперед.
Если посмотреть сейчас на ситуацию в научной повестке, в которую погружены вузы страны, то здесь у нас достаточно много заделов по различным направлениям. Сейчас российские университеты включились в федеральный проект «Приоритет 2030»: участники программы генерируют новые научные проекты в области фармацевтики, биомедицины, микроэлектроники, экологии.
Воронежский государственный технический университет активно включен в процесс развития передовых технологий. Мы понимаем, что поддержка научных исследований позволяет нам быть в приоритете у абитуриентов, а для нас это один из самых важных факторов. Десятилетие науки и технологий, безусловно, даст новый импульс развитию научных исследований. Приведу пример: сейчас на базе университета для развития инновационной деятельности и коммерциализации научных разработок с участием ВГТУ действует 9 малых инновационных предприятий. Наиболее активные из них – ООО «Ресайклинг Констракшн» (проектирование и строительство малоэтажных зданий с повторным применением строительных материалов, изделий и конструкций, образующихся после сноса зданий); «ДМ Солюшн» (разработка программного обеспечения); ООО «ПроектСтройИнжиниринг» (комплекс инжиниринговых работ и услуг, от предпроектных работ, методического сопровождения до услуг по эксплуатации, диагностике автомобильных дорог и инженерных сооружений на них, в том числе мостов и путепроводов).
– Когда-то молодежь шла в вуз «за корочкой». Но сегодня студенты по-настоящему увлечены наукой и построением своего карьерного пути уже с первых дней учебы. Как меняется ситуация в высшем образовании сегодня, тем более учитывая новые непростые обстоятельства?
–Момент профориентации, правильного выбора специальности, будущей профессии очень непрост. Сформировать этот выбор в 10-11 классе достаточно сложно. И сказать, что у нас 100 или 90 процентов ребят выбирают правильную профессию, мы пока не можем. Но по специальностям, связанным с ракетостроением, авиастроением, уже сегодня в регионе и в стране формируются специальные классы в школах. И наши преподаватели активно их поддерживают. Здесь мы делаем ставку в профориентационной работе ещё и на среднее профессиональное образование.
Многие высшие учебные заведения, в том числе и ВГТУ, имеют соответствующие структуры, которые реализуют программы среднего профессионального образования. И спрос на него за последние годы только увеличивается. Ребята после 9-го класса поступают в колледжи, в том числе технические. Кто-то делает это осознанно, кто-то не очень.
В любом случае, за 3-4 года, пока они учатся в нашем строительно-политехническом колледже, они уже точно понимают, нужно ли им корректировать свою траекторию при поступлении на программы высшего образования. А те, кто потом выбирают еще и высшее образование по этому направлению, в результате становятся действительно высококлассными специалистами. И очень часто ребята после колледжа не боятся идти сразу работать, а потом получать высшее образование заочно. Мы считаем, что за такой стратегией - будущее, ведь успешный человек учится всю жизнь. И мы должны эти сервисы предлагать, в том числе дополнительное профессиональное и заочное образование.
Наш университет учитывает современную ситуацию в Центрально-Черноземном регионе, которая характеризуется высокими темпами развития разных отраслей промышленности, а следовательно, острой потребностью в высококвалифицированных кадрах. Выпускники вуза должны быть готовы к постоянному развитию собственных профессиональных качеств, смене видов деятельности, созданию и реализации собственных инновационных проектов, освоению «компетенций будущего», потому что работодатели ждут уже подготовленного специалиста. Такая ситуация требует новых подходов к профессиональной подготовке студентов, включающей формирование системного и проектного мышления, навыков командной работы, цифровой грамотности. Именно поэтому обучение в нашем вузе сегодня максимально практико-ориентированное. И студенты, особенно те, кто поступил на целевое обучение, стремятся проходить практику на базе работодателей с первых курсов.
– О каких технических прорывах и достижениях в российской науке можно говорить уже сегодня?
– Многие вузы действительно серьезно вкладываются и в фундаментальную науку, и в практические научные решения. Например, наш вуз активно работает в сфере микро- и радиоэлектроники и импортозамещения недостающей элементной базы. В этом направлении мы работаем с ведущими воронежскими предприятиями. К примеру, в состав попечительского совета ВГТУ входят Александр Иванов - генеральный директор ОАО «Корпорация НПО «РИФ», которая создана на базе опытного завода микроэлектроники, а также Анатолий Кузнецов, генеральный директор АО ВЦКБ «Полюс», разрабатывающего различные виды радиоэлектронной аппаратуры. Наши выпускники успешно трудоустраиваются на эти предприятия.
Также мы видим огромный запрос в области инфраструктурных проектов, в частности, дорожного строительства. Например, у нас очень мощный дорожно-транспортный факультет, при котором создан Дорожный НИИ ВГТУ. В настоящее время стоит задача, чтобы 85 процентов дорог страны различных уровней соответствовали строительным нормам. Всё это - запрос на кадры и технологии. И мы активно этим занимаемся.
– Всегда нужен заказ на кадры, изобретения. Насколько осознанно студенты сегодня подходят к учебе и подготовке к будущему?
–Студенты очень чувствительны к запросам общества, и у них, в свою очередь, достаточно сложные запросы к нам. Мы сейчас выстраиваем такие отношения с обучающимися, чтобы они могли в полной мере реализовать свой потенциал не только в стенах вуза, но и на практических занятиях на предприятиях. Отрадно отметить, что с каждым годом в науку приходит всё больше талантливой молодежи. Поэтому одна из важнейших задач нашего университета – сделать всё необходимое для эффективной работы молодых ученых и поддержки их научных исследований. Для этого в нашем вузе функционируют более 50 научных лабораторий и центров с различными видами специализации. В частности, центр экспертизы промышленной безопасности, а также международный научный центр по фундаментальным исследованиям в области естественных и строительных наук.
– Какие основные задачи стоят перед вашим вузом? И что ожидает общество и государство сегодня от университетов, учитывая в том числе действие программы Десятилетие науки? Что получается, а что нет?
– Наша миссия, пусть это звучит громко, но это всем понятно, – лучшие кадры для лучших работодателей. Мы стремимся поддерживать высокий уровень обучения. Качественное образование — это очень пристальная работа, взаимодействие с предприятиями, не только на производственных практиках, а круглогодично. Министерство науки и высшего образования запустило проект «Технологическое предпринимательство», который дает возможность ребятам, генерирующим идеи и технологические решения, довести свои проекты до воплощения на предприятиях. В нашем университете действует инновационный бизнес-инкубатор для студентов, аспирантов и научных работников имени профессора Ю.М. Борисова. Именно здесь наиболее удачные разработки мы тестируем, а затем внедряем в производство на крупнейших предприятиях города.
Безусловно, в приоритете исследования, которые приносят результат, доведенный до производства. И для этого мы меняем финансово-экономическую модель образовательного процесса и стараемся заинтересовать преподавателей «выходить» на предприятия вместе со студентами в течение всего учебного года. В нашем университете постоянно модернизируются образовательные программы, чтобы выпускники вуза были полезны региону и стране – сегодня и в будущем.
Таким образом, сегодня университеты становятся «кузницей кадров» для нашей инновационной экономики. Поэтому есть уверенность в том, что Десятилетие науки станет периодом возрождения мощного научного и производственного потенциала страны. Уверен, что совместными усилиями по внедрению передовых разработок мы сможем обеспечить технологическое превосходство России.
Марина Константинова
Фото из архива Д. Проскурина.