Главная проблема нашей экономики - катастрофический недостаток квалифицированных специалистов среднего звена, представителей, так сказать, рабочей интеллигенции. То есть молодых людей, получивших среднее специальное образование.

МАЛЬЧИК ХОЧЕТ В ТАМБОВ…
Государство со своей стороны делает все возможное для того, чтобы молодежь наконец уяснила, что у колледжа есть свои, причем весьма весомые преимущества перед институтами и университетами. Правда, зачастую такая разъяснительная работа приобретает форму диктата. Недавно наша газета напечатала материал, в котором автор рассказал о том, что во многих школах всей страны девятиклассникам просто отказали в получении среднего образования, буквально изгнав в специализированные средние учебные заведения. Это по большому счету глупо и несправедливо - лучше привлеките ребят перспективами, которые открывают колледжи, и уровнем образования, которое там можно получить. Да многие парни и девчонки и так это понимают.
Согласитесь, совсем не случайно количество желающих поступить в колледжи Москвы в 2024 году выросло в 1,4 раза по сравнению с прошлым годом, а среди девятиклассников - даже в 2,5 раза. В Санкт-Петербурге в колледжи и техникумы была подана 91 тысяча заявлений вместо прошлогодних 80 тысяч. Конкурс на специальности «мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», «повар-кондитер», «оператор станков с ЧПУ» превысил шесть человек на место.
А всего по стране учебные заведения среднего профессионального образования (СПО) приняли около 1,22 млн абитуриентов (бюджетников - 799 тысяч). Высшая школа - чуть больше 1 млн человек (бюджетников - 621 тысяча).
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
В Москве нынче 162 колледжа, общее количество специальностей - более 170. На выходе - более полумиллиона реальных высокооплачиваемых московских вакансий, 85% из которых не требуют высшего образования.
По данным экспертов, в Московском регионе кладовщики, которые отвечают за прием товаров, получают 80-120 тысяч. В логистике не хватает операторов информационной системы управления складом. Такие специалисты получают 70-100 тысяч рублей. Обработкой заказов занимаются комплектовщики и стикеровщики товаров, которые получают 70-120 тысяч.
С другой стороны, совершенно очевидно, что образовательная и техническая база современных колледжей - гораздо ниже среднего уровня.
Вот посмотрите. Практическим занятиям в колледжах отводится 70% учебного времени, потому что только так студенты могут освоить навыки и компетенции, которые позволят им с первых дней работы встроиться в производственный процесс. Однако вот что говорит Сергей Собянин: «Сегодня многие колледжи оснащены оборудованием, которое было закуплено 10 или даже 20 лет назад, оно устарело и физически, и морально. Поэтому задача - модернизировать и переоснастить современным оборудованием 230 мастерских и лабораторий, а также создать 90 новых».
И это в Москве! Что же происходит в большой России? Да в колледжах стоят станки середины прошлого века - и как ребята на них научатся современному производству?..
ГЛАВНЫЙ СТИМУЛ
Столица показывает пример того, как нужно относиться к возрождению, а по сути - к созданию заново российского среднего специального образования. В этом году московское правительство установило 20 грантов лучшим колледжам, записав в положении, что средства будут направляться на дополнительное материальное поощрение педагогов и мастеров производственного обучения.
Значительную роль в пропаганде рабочих профессий играет и высочайший уровень технологий в современной городской индустрии, и созданный недавно в столице проект «Открой Моспром» (серия экскурсий на ведущие столичные предприятия). Участвуя в этом проекте, жители и гости столицы, а главное - студенты и школьники побывали на 130 московских промышленных предприятиях и убедились, что нынешние рабочие специальности — это вовсе не полупьяные подметальщики в грязных спецовках из старых кинофильмов.
Есть еще один серьезный стимул для выбора среднего профессионального учебного заведения. «На вопрос о том, почему вы сделали выбор в пользу колледжа, наши студенты чаще всего отвечают, что хотят быстрее стать самостоятельными, - говорит заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Ирина Швец. - Учеба в училище, по сути, дает стопроцентную гарантию трудоустройства». Вот так - и никакого насилия над детьми. Их нужно увлечь, заинтересовать, убедить.
Андрей Князев.
С. Киселев/Агентство «Москва».