Вот и замминистра просвещения Денис Грибов на II Международном форуме министров образования «Формируя будущее» прилюдно пообещал освободить педагогов от бюрократической нагрузки. Сделать это якобы поможет все тот же искусственный интеллект. В школах вздрогнули: неужели всесильный ИИ позволит сократить администраторов и управленцев, уменьшит количество отчетов и обязательной писанины? Увы, все проще и примитивнее: замминистра сообщил, что учителя смогут использовать ИИ для проверки домашних заданий (ДЗ) школьников. Правда, какое отношение имеет проверка домашних заданий к бюрократической нагрузке, он не уточнил.
Педагогическое сообщество встретило новацию Минпросвещения, мягко говоря, без энтузиазма.
«ИИ может разметить для проверяющего текст, высветить проблемные места в нем, но не в состоянии оценить глубину мысли», - пишут учителя в соцсетях. Или такое мнение: «Проверяя домашнее задание, я провожу системный анализ: кто какие ошибки сделал, с каким учеником на следующем уроке обсудить задание устно, какого ученика надо спросить письменно, а с кем надо поговорить после урока. И делаю это с учетом нескольких факторов: знания о способностях и мотивации ребенка, возрастных особенностей и уровня индивидуального развития, уровня влияния семьи и ближайшего окружения. Так выстраивается индивидуальная работа с каждым ребенком на последующих уроках». Согласимся: мудрость педагога-профессионала многократно превосходит восторженный оптимизм чиновника.
«Интернет стал практически единственным источником информации - ненадежным, но дешевым. Но инструменты ИИ, удешевляя и делая интернет более доступным источником, одновременно дисквалифицируют, убивают его как источник истинной информации, - утверждает доктор философских наук Андрей Резаев. - В поисках истинной информации в интернете люди будут получать в лучшем случае редактируемую в чьих-то интересах информацию или в норме информацию, которая будет в чем-то истинна, а в чем-то ложна. В худшем случае любая информация из интернета будет ложной, но выглядеть - как истинная».
В «цифровом помощнике» учителя и эксперты разглядели некую страшноватую перспективу. Сначала ИИ генерирует некий текст для школьной программы и ДЗ, а затем сам же его проверяет. Ученик и педагог здесь уже лишние...
Павел Максимов.
Рисунок: Е. Кран.