Итак, с нового учебного года в российских школах появился новый предмет - «Семьеведение». Его начали преподавать ученикам 5-9-х классов.
Подросткам теперь рассказывают о семье, роли каждого ее члена и важности этого социального института. Судя по всему, борьбу за улучшение демографии решили начать прямо со школьной скамьи.
Эта затея призвана воспитывать у детей приверженность традиционным духовно-нравственным ценностям, а цель предмета, как заявлено, - формирование у молодежи «просемейных установок брачности, многодетности и целомудрия». Предполагается, что спецкурс будет проходить в формате «разговоров о важном» или внеурочных занятий. Оценок, контрольных и практических занятий не будет.
Программа состоит из пяти разделов. В первом блоке школьникам расскажут, для чего создают семьи, они должны понять, «насколько семья важна для сохранения и развития общества». В следующем разделе дети составят генеалогическое древо, исследуют свою родословную. Кроме того, они «изучат понятие дома как места защищенности, уюта и эмоциональной теплоты», узнают подробности ведения хозяйства, семейного бюджета. Позже учащимся объяснят, на чем держится крепкая семья, как создать благоприятную атмосферу в доме и каковы способы разрешения конфликтов. В заключительном блоке подростков проинформируют о мерах поддержки семей с детьми, материнском капитале и ипотеке для молодых семей, а также об опекунстве и о построении отношений с детьми, взятыми под опеку...
На вопрос, зачем нужен такой курс школьникам, директор Института изучения детства, семьи и воспитания Наталья Агре (именно в этом институте разработали учебник) честно, хотя и несколько замысловато, отвечает: «Анализируя ценностные ориентиры молодежи, мы констатируем довольно низкое желание создавать семью и заводить детей. А это является существенной демографической проблемой». Кроме того, Россия находится в топ-3 стран мира с самым большим количеством разводов. В стране разрушаются 73% брачных союзов. 30 лет назад этот показатель составлял 42%, а 70 лет назад - всего 4%. Получается, начинать воспитывать «правильных» жен и мужей надо уже с детского сада?
Как отчитались чиновники, новый курс уже был протестирован в ряде регионов. И если до прохождения тестов в одном из лицеев Казани на вопрос «Ваше отношение к сожительству?» отвечали «Это нормально» 82% старшеклассников, то на финише таких стало 38%. В Самаре среди десятиклассников число подростков, не готовых связывать себя браком, сократилось в два раза, а число желающих создать многодетную семью, наоборот, увеличилось вдвое. Можно по-разному относиться к этим цифрам, но, во всяком случае, очевидно, что молодым людям просто нужно помочь расставить правильные акценты в жизни.
Детские психологи утверждают, что обучать подростков основам семьи - это нормально и полезно, ведь романтические отношения они начинают заводить с 12-13 лет. И подобные курсы существуют во многих странах мира. Однако в нашем случае возникла проблема с организацией. Семьеведение решили повесить на и без того замотанных учителей. Знанием психологии мало кто из них может похвастаться, а о доверительном общении зачастую и вовсе речи нет. В результате о семейных ценностях будет вещать Татьяна Ивановна, которая в 45 лет не замужем, или Дина Борисовна, у которой трое детишек от разных мужей...
Мало того, как утверждают специалисты, чтобы построить счастливую семью, одного знания брачных традиций недостаточно. Тут все сложнее. Старая модель семьи рушится: женщины стали больше зарабатывать, больше требовать от мужчин и рожать меньше детей. Мужчины лишаются статуса добытчика, а женщины думают о самореализации и легко «разбрасываются» мужьями. Что с этим делать, толком никто не знает.
«Это мировая тенденция, - подтверждает психолог-социолог Александр Прудник. - Роли мужчины и женщины в обществе меняются, они становятся равноправными, у них одинаковые социальные функции, в результате в семейной жизни они перестают дополнять друг друга. Если нет тесной эмоциональной привязанности, семья заканчивается. Главная причина разводов в том, что все больше людей имеют возможность жить в одиночестве». Какое уж тут повышение рождаемости!
Любопытно, что даже поставленные во главу угла традиционные ценности, похоже, не очень-то помогают. Демографы объясняют: даже в мусульманских странах происходит постепенное снижение коэффициента рождаемости (это среднее количество детей на одну женщину). Так, в Иране он сейчас 2,1, хотя в 80-е годы составлял 6,5. В Саудовской Аравии - 2,2 (а в 2000-е был 3,6). По-научному это называется «демографический переход»: продолжительность и уровень жизни растут и семьи с большим количеством детей становятся редкостью.
В России коэффициент рождаемости составляет 1,5. В среднем по Евросоюзу он тоже 1,5, а выше всего во Франции - 1,8. Там повысить рождаемость удалось за счет притока мигрантов и развитой социальной политики в отношении детей и родителей. По мнению демографов, только так и можно повысить рождаемость. У нас же то аборты предлагают запретить, то госпошлину за расторжение брака увеличивают. Главные причины плачевной демографической ситуации в России - отсутствие у людей уверенности в завтрашнем дне и гарантий помощи государства в трудные моменты. Семьи банально боятся заводить детей. Ведь их мало родить - надо кормить, одевать, учить...
Андрей Князев
Фото: LEGION-MEDIA