Образование
19437 | 0

Большая перемена

Большая перемена
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Недавно появилась идея вернуть в школьную программу патриотические произведения Бондарева, Фадеева, Шолохова и других советских писателей. 

А в Послании Федеральному собранию президент заявил о необходимости изменения системы образования, и стало очевидно, что мы стоим на пороге новой реформы высшей и средней школы.

Мы с вами должны признать: если подростки прочтут «Как закалялась сталь» или «Повесть о настоящем человеке», их мир и настрой не изменятся. Патриотическое воспитание - систематическая деятельность по формированию у граждан любви и уважения к родине. Поэтому вряд ли будет достаточным изменить только список литературы - придется менять весь школьный процесс. То есть отказаться от ЕГЭ и пересмотреть школьную программу. Известно, что были сокращены часы русского языка и литературы. Итог видят все…

Родители младшеклассников жалуются, что их чада не понимают есенинские «Бабушкины сказки», потому что не знают таких слов, как «салазки», «опостылели, «задворки». А это значит, что у них не было ни старых добрых сказок, ни Пушкина, ни других классиков. Зато все знают Гарри Поттера. А теперь схватились, что мало патриотов…

Читая посты в интернете, встречаешь абсолютную повсеместную безграмотность. Двоечники советских школ смотрелись бы на этом фоне академиками. Читаешь чат, а там сплошные ребусы: ни знаков препинания, ни склонений, ни падежей. Учителя литературы и русского языка, по идее, должны стреляться после текстов своих выпускников. Вряд ли можно назвать патриотом человека, уродующего, не любящего, не уважающего и не знающего своего языка. Это все звенья одной цепи...

Сейчас действительно возникла потребность в образах мужественных героев, в примерах бескорыстия и силы духа. Но возникает вопрос. Если вводить в программу советскую классику, обращаться к прошлому, то как детям объяснить, что из песни слова не выкинешь? Что есть «Архипелаг ГУЛАГ» и есть «Повесть о настоящем человеке»?

Как все это разнообразие, порой взаимоисключающее, воспринимают подростки, привыкшие к куцым айфон-текстам? Справятся ли чиновники, пытаясь впрячь в одну телегу коня и трепетную лань? Или пойдут по простому пути? Как прежде, когда заменили «патриотов» на «либералов»? А сейчас опять - «либералов» на «патриотов»? Это уже ничего не даст…

Но в любом случае возвращение советской классики не может не радовать, как и введение единой образовательной программы.

Владимир Петрович Потемкин, нарком народного просвещения, с первых дней Великой Отечественной поручил школьникам и учителям собирать свидетельства войны, чтобы сохранить их для потомков. В школах появились занятия для старшеклассников по военной подготовке и военно-санитарному делу. Но и учебный процесс никто не отменял.

Потемкин издал приказ о праздновании Нового года в школах и детдомах, и оборонные заводы делали для них елочные игрушки. Дети вместе с учителями собирали книги и учебники для ребят из освобождаемых от оккупации территорий, помогали взрослым, вставали у станков. То есть жили тем, чего требовали в тот момент война и мир, что нужно было родине. И никто тогда и подумать не мог, что школа предоставляет «образовательные услуги»…

Валентина Самохина.

Фото: LEGION-MEDIA

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.