Общественные и социальные новости
28855 | 0

О тарифах, застое и надеждах на будущее

Сегодня, чтобы адекватно оценить происходящее, иногда требуется более широкий взгляд на события. И мы решили время от времени использовать этот инструмент оценки действительности.

О тарифах, застое и надеждах на будущее
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

КОНТОРЫ РАЗНЫЕ, МАНЕРА ОДНА

«Как ни стараемся делать швейную машинку, все равно получается пулемет», - говаривал Виктор Черномырдин. Вот и сейчас проблем в экономике много, а решения - почти под копирку.

Фирма «Совет рынка» (регулятор энергорынков) объявила о повышении в 2023 году цен на электроэнергию для промышленности. Предприятия, расположенные в европейской и уральской частях страны, должны будут платить на 11,5% больше, чем сейчас. С чего бы это? В России более чем достаточно мощности генерации и дефицита электроэнергии не наблюдается. А специалисты указывают, что первыми пострадают ключевые предприятия реального сектора - металлообработки, где значительную долю себестоимости занимают расходы на электроэнергию.

В стране растут цены на продукты и товары первой необходимости, но разве генерирующие мощности электростанций работают на колбасе, овощах или другой еде? Чиновники объясняют, что ставки тарифов растут «из-за стагнации спроса и подорожания газа». Якобы в 2023 году роста потребления электроэнергии в промышленности РФ не будет совсем, соответственно, и экономического роста тоже. Но, во-первых, в правительстве утверждают обратное, во-вторых, зачем при этом повышать тарифы и почему станут расти цены на газ?

Смех экспертов, хотя и невеселый, вызвало утверждение «Совета рынка», что рост тарифов никак не затронет рядовых граждан. Там, наверху, вроде бы не понимают, что цена электричества присутствует в каждой булке хлеба, в пакете молока, в литре бензина. И неизбежно отразится на их стоимости.

Почти одновременно подсуетилась ФАС. Служба планирует с 2023 года проиндексировать тарифы на пассажирские перевозки поездами на 8,1%, а грузоперевозки - на 7,1%. «Объяснение»: индексация проводится в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России. То есть чем выше будет стоимость перевозки грузов внутри страны и цена билетов для граждан в плацкартных и общих вагонах, тем социально-экономическое развитие РФ пойдет быстрее?! В каком заполошном сознании могли возникнуть подобные аргументы?

«ТРАТИТЬ БОЛЬШЕ – ЭТО ХОРОШО!»

ЦБ сообщил, что из-за переноса на декабрь 2022-го сроков индексации на 9% коммунальных тарифов, дополнительные расходы населения РФ на услуги ЖКХ в 2023 году составят до 0,3 трлн рублей.

Спецы Центробанка нашли удачный эвфемизм - оборот речи, призванный смягчить резкие, а то и неприличные выражения. Оказывается, это не прибыли коммунальщиков вырастут, а «увеличатся расходы населения»! Какая извращенная логика. Дескать, люди станут тратить больше! Это же хорошо! Хотя в реальности внеочередной рост тарифов на «коммуналку» снова ограбит население страны. И вряд ли дело ограничится означенными 0,3 трлн (или 300 млрд рублей), поскольку эта ступенька, на которую тарифы залезут уже в декабре, будет стартовой чертой для нового роста инфляции в 2023-м.

Когда в нынешней России бывало по-другому? И методы все те же - залезть в карман граждан. Чтобы заткнуть из этих карманов финансовые дыры в бюджете после того, как сами же чиновники эти дыры и прогрызли.

Итак, «коммуналка» подорожает на 9%, электричество - на 11,5% плюс на 7-8% - ж/д перевозки. В сумме почти 30%! И это только по трем отраслям. А потом мудрецы либералы из правительства будут прилюдно «размышлять», как бороться с инфляцией. И Центробанк, самозванно вызвавшийся с ней бороться, начнет снова стерилизовать денежную массу и повышать ключевую ставку, тем самым убивая реальный сектор.

Таким тупиком и вредительством оборачивается сегодня для России либеральная модель экономики, внедренная еще при Гайдаре и Чубайсе. И эта «адская машина» продолжает работать.

КАК ЭТО БЫЛО ПРИ СТАЛИНЕ

«Никакого прорыва на фронте импортозамещения не просматривается, - утверждает экономист Валентин Катасонов. - А если бы воспользовались опытом сталинского импортного маневра, то уже через четыре года могли бы стать сильным и самодостаточным государством».

В своей статье известный аналитик обращается к острой дискуссии в советской верхушке 1920-х годов по поводу путей и методов преодоления экономического отставания от Запада. Тогдашние вожди спорили, как превратить аграрную страну в индустриальную. (Спустя 100 лет это опять актуально!)

Лев Троцкий и его сторонники исходили из того, что социализм нельзя построить в отдельно взятой стране. И если глубокие социально-экономические преобразования в советской России невозможны, она обречена оставаться аграрной. Николай Бухарин был противником форсированной индустриализации и призывал начинать с легкой промышленности. Там происходят быстрое обращение капитала и его накопление, а потом можно приступить к созданию тяжелой промышленности. Чем-то напоминает практику тех, кто сегодня складирует доходы РФ в резервных фондах. Нарком финансов Григорий Сокольников считал, что Советское государство должно на внешнем рынке закупать машины и оборудование. Но такие закупки инвестиционных товаров должны стать постоянными, неотъемлемой частью экономики страны. Мол, многие в мире живут благодаря такому импорту.

Сталин сформулировал свою позицию на XIV съезде ВКП (б), который проходил в декабре 1925 года. Советский Союз должен импортировать машины и оборудование, но это не должно продолжаться вечно, подчеркнул глава страны. Инвестиционный импорт должен обеспечить создание таких отраслей, которые производят средства производства. Когда такие отрасли будут созданы, то страна может и должна отказаться от импорта не только потребительских товаров, но и средств производства. Только так Советский Союз обретет экономическую независимость.

К этому плану импортозамещения и сегодня добавить нечего...

ЗОЛОТЫЕ 70-Е

Сорок лет назад не стало Леонида Брежнева. Это был закат эпохи, которую 75% участников сегодняшних соц­опросов считают лучшим временем в истории страны.

И это несмотря на «партийное руководство», засилье идеологии, скромные зарплаты, дефицит продуктов и вообще товаров повседневного спроса, большие проблемы с выездом за границу... Да, 70-е были скроены из плохого и хорошего, но, согласно общему мнению, хорошего было гораздо больше. И во многом этому способствовала личность Генерального секретаря ЦК КПСС.

Подруга его дочери однажды рассказала, как Леонид Ильич захотел прогуляться по Кутузовскому проспекту и потребовал, чтобы охранники шли за ним не ближе 30 метров. Навстречу попался сильно подвыпивший гражданин, который кинулся обниматься:

- Мужик, ты так похож на Брежнева!

- Да ну, чем же?

Гражданин присмотрелся:

- Не, мужик, ты симпатичнее!

И собеседники пожали друг другу руки. В этом эпизоде весь Брежнев - простой, всегда готовый к общению, не вождь, не царь, но человек. Близко знавшие его современники считают, что именно благодаря его личным качествам в стране в 70-е преобладали спокойствие и стабильность, уверенность в завтрашнем дне и надежды на светлое будущее.

В международных делах окрепло сотрудничество СССР и США, началась знаменитая «разрядка», ушли риски ядерного конфликта. Внутри страны началась героизация мирного труда, были отмечены по достоинству подвиги ветеранов войны, вошло в пору зрелости первое послевоенное поколение. Расцвела «социалка» - медицина, образование, квартиры от государства, дома отдыха и санатории от профсоюзов, а пенсии из бюджета платили такие, что пенсионеры могли еще и подкидывать деньжат детям и внукам.

СССР входил в пятерку стран, способных производить все виды промышленной продукции. Был лидером в области производства такой продукции, как нефть, сталь, металлорежущие станки, железная руда, тракторы, холодильники. Советский Союз занимал второе место по добыче морепродуктов, золота, угля, производству электроэнергии, цемента и многого другого.

Оказывается, и у нас власть может работать и на страну, и на народ. И если кто-то продолжает называть 70-е «эпохой застоя», то пусть попробует вспомнить подобные свершения в России за последние 30 лет.

Алексей Воробьев.

Рисунок: Е. Кран.

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.