Вице-мэр предложил поддержать киоски печати более надежными договорами и дополнительным ассортиментом, но положение этого бизнеса по-прежнему зыбкое.
В конце прошлого года московскую торговлю печатью чуть не отдали целиком на откуп рекламщикам - газетные киоски собирались превратить в объекты наружной рекламы и распределять право на их установку на основании аукционов. Но после 17 января, когда заместитель мэра Москвы по вопросам работы со СМИ Александр Горбенко встретился с распространителями печатной продукции, похоже, наметился перелом.
- Для меня стало большой неожиданностью, что Александр Горбенко так позитивно обозначил политику московского правительства по отношению к прессе и распространителям, - отмечает председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. - Ходили слухи, что позиция руководства города изменилась, но вице-мэр оказался даже прогрессивнее присутствовавших на встрече представителей департамента СМИ и рекламы. Он поставил ряд задач в интересах отрасли и объяснил, что без этого будет разрушена система распространения московской прессы.
Официальных документов по итогам встречи еще нет, но кое-что «МН» все-таки удалось узнать. Во-первых, аукционную систему решено пока не распространять на те адреса, где киоски печати уже стоят. Там сохранятся конкурсы. Принципиальное отличие в том, что аукцион - это соревнование: у кого больше денег. В этой ситуации у старых торговцев газетами и журналами шансов мало. Их бизнес малорентабельный. По большому счету, многие из них вообще еле сводят концы с концами. Ну а чтобы и рекламщиков привлечь, мэрия выберет для них новые места.
- Новых мест будет около 700, все они интересны и для торговли печатью, и для размещения рекламы, - сообщают в департаменте СМИ и рекламы. - Адресный перечень проходит согласование и утверждение в структурах правительства Москвы.
Объекты с рекламными носителями будут устанавливаться по итогам аукционов сроком на 10 лет. Как будут формироваться лоты и много ли киосков в каждый из них войдет, пока непонятно. Распространители печатной продукции по-прежнему относятся к этой затее скептически, ведь после конкурсов они смогут попасть туда только в качестве арендаторов, но рады, что хотя бы старые киоски оставили в покое. И не только оставили, но и, похоже, собираются упрочить их положение.
КСТАТИ В московских киосках печати скоро могут появиться новые товары: чипсы, шоколадные батончики, кофе, носки, театральные билеты и даже аксессуары для компьютеров. |
---|
- На данный момент рассматривается процедура проведения торгов в форме конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов со специализацией «печать» сроком на 10 лет на места с действующими договорами на право размещения НТО и установленными по данным местам киосками с условием замены до конца 2014 года киосков на новые модели, утвержденные Москомархитектурой, - говорят в департаменте.
Сейчас, напомним, договоры заключают на три года. А дальше никаких гарантий.
Параллельно город очистят от «мертвых душ». От тех ларьков печати, которые формально числятся, но фактически не работают. По подсчетам АРПП, таковых порядка 800. Это и те ларьки, которые вообще не были установлены, и закрытые по экономическим причинам, и киоски, для которых месяцами не могут найти продавца. Департамент считает по другим критериям и насчитал только 300 «мертвых душ». Так что окончательный список сейчас утрясают. После этого наглухо заколоченные киоски печати навсегда исчезнут с московских улиц.
А чтобы их число не пополнялось за счет новых газетных ларьков, не сумевших выжить в условиях рынка, распространителям окажут поддержку еще одним способом. Киоскам печати наконец расширят перечень сопутствующих товаров, чего бизнесмены добиваются очень давно. Конечно, не меньше половины ассортимента каждого ларька должны будут составлять газеты с журналами. Но появятся и другие товары, которые позволят не только денег заработать, но и дополнительных покупателей привлечь. Ведь газеты зачастую приобретают спонтанно: зашел за жвачкой, увидел обложку, заинтересовался и купил.
- Александр Горбенко и тут нас поддержал, он прямо сказал на встрече: у них плохая экономика и им надо помочь, - вспоминает Александр Оськин. - Скрепя сердце, как мне показалось, департамент торговли согласился.
Сейчас в АРПП уже составили солидный список пожеланий по дополнительному ассортименту: от горячего кофе до планшетных компьютеров. Что из этого одобрят в департаменте торговли, пока неясно. Там итоги встречи 17 января не комментируют. Но для бизнеса принципиальны три направления: снэковая продукция (это чипсы, шоколад, конфеты), чулочно-носочные изделия и выдача интернет-заказов. Ну а голубая мечта - электронные сигареты. Но те пока запрещены для продажи в киосках вместе с сигаретами настоящими.
Похоже, прессу в Москве удалось отстоять. Осталось дождаться, пока новые решения лягут на бумагу.
Н. А.
Фото Т. Павловой