Департамент образования Москвы отчитался о результатах работы педагогов за последние четыре года. Представленные цифры свидетельствуют: московские школы продолжают с честью выполнять свою функцию - быть в России примером для всех.
«Всероссийская олимпиада не является самоцелью, но ярче других факторов демонстрирует возможность реализации разных способностей учащихся», - сказал на встрече с представителями СМИ министр правительства Москвы, руководитель столичного департамента образования Исаак Калина и привел такие цифры: за четыре года количество победителей Всероссийской олимпиады школьников увеличилось с 73 до 123, а количество призеров заключительного этапа этого первенства - с 202 до 245 человек. Кроме того, число московских победителей и призеров заключительного этапа олимпиады выросло с 275 до 368. Олимпийские успехи впечатляют, но все же, по словам Исаака Калины, главное, что растет количество школ, в которых ребенок, имеющий способности к тому или иному предмету, может реализовать их: «Отрадно констатировать, что с 2010 по 2014 год школ, подготовивших победителей и призеров городского этапа, стало больше на 216 (637 в 2014 г. против 421 в 2010 г.), а школ, подготовивших победителей и призеров Всероссийской олимпиады, - на 71 (145 против 74). Значит, мы двигаемся в правильном направлении».
Не менее важный критерий, определяющий массовое качество образования, - ЕГЭ. И здесь Москва никому не отдает пальму первенства: за четыре года количество школьников, набравших 250 баллов по трем предметам, выросло с 3,2 до 8,2%, набравших 220 баллов - с 14,3 до 23,7%, а сдавших экзамены на 190 баллов - с 34,7 до 44%. В перспективе перед столичным образованием стоит задача - вывести выпускников как можно больше школ на 190 баллов. Это тот минимум, при котором можно рассчитывать на поступление во многие вузы Москвы.
Стоит отметить, что столичные школы продолжают подавать пример образовательным учреждениям всей России. Так, в 2013 г. среди лучших 25 школ страны Москва имела 7 мест, а в 2014-м уже 13. При этом 126 столичных школ попали в ТОП-500 школ страны, хотя еще год назад их было 89.
«Чтобы держать показатели на высоте, надо серьезно думать о дошкольном отделении и начальной школе, где закладываются основы будущих результатов, - уверен руководитель столичного департамента. - В Москве с 2010 г. в 1,5 раза выросло количество детей, обучающихся в дошкольных учреждениях, но, несмотря на это, все дети старше 2,5 года имеют возможность посещать детские сады. Также выросло и количество первоклассников - на 18 тыс., однако уже три года никто из очередников накануне первоапрельской записи в первые классы не греется по ночам у костров. Мы смогли изжить этот безумный ажиотаж вокруг устройства детей в школы. Кроме того, с 2013 г. 22% всех дошколят перешли из детсада в школу даже без записи через электронную очередь. В этом году такая возможность появится уже у 60% детей».
Понятно, что улучшать хорошее всегда сложнее, чем доводить до ума плохое. И, конечно, результаты, которые Москва продемонстрировала к 2014 г., продолжение того, что делалось в городе до этого долгие годы. Накопленный потенциал, выровнявшееся финансирование школ, растущие зарплаты учителей и желание образовательных учреждений не быть отстающими превратили московское образование в единое педагогическое братство. В нем нет худших, а есть лучшие среди лучших.
Елена Хакимова
Фото Т. Павловой