Общественные и социальные новости
4963 | 0

Крым: летим или пролетаем?

Крым: летим или пролетаем?
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Россиян позвали отдыхать в «наш Крым». Ехать к морю на машине и стоять в 20-часовой очереди на паром, чтобы переправиться через Керченский пролив, готовы не все. Путь по «железке» (по ней до курорта добирались 80% туристов) перекрыт Украиной. Как ни крути, сегодня до крымского побережья удобнее всего добираться по воздуху. Но всем ли это по карману?  Вообще-то зазывать в Крым россиян не нужно. Мы туда ездили всегда, и высокого соизволения сверху для этого не требовалось. Но теперь заполнить россиянами крымские здравницы, отели и детские лагеря для правительства страны стало делом принципа, выходящим далеко за рамки туристической сферы.

В КРЫМ ХОЧУ, НО НЕ МОГУ

- Крым сегодня - сверхпопулярное направление, - рассказал «МН» заместитель гендиректора национального туроператора «Алеан» Дмитрий Попов. - Запросов «отдых в Крыму» - колоссальное количество, и их больше, чем в 2013-м, однако продажи туров при этом сократились по сравнению с прошлым годом на 30%. То есть люди приходят, подбирают место отдыха, отель, оговаривают сроки, идут покупать билеты и - больше не возвращаются. Хотя стоимость отдыха в Крыму сейчас ниже, чем в прошлом году, это не спасает ситуацию.

Туристов можно понять. Скажем, семья москвичей из трех человек решила в разгар сезона отдохнуть две недели в отеле Феодосии по системе «все включено»: 1900 руб. х 14 = 26 600 руб. Если мама или папа успели отхватить дешевые билеты у лоукостера «Добролет» за 1000 руб. в один конец, то дорога в Крым обойдется семье в 3 тыс. руб. Если повезет и удастся купить билеты из Крыма по такой же привлекательной цене, дорожные расходы уложатся в 6 тысяч. Итого семья потратит на отдых порядка 33 тысяч честно заработанных. Но вот беда: льготные билеты по 979 руб. (в один конец) раскуплены до конца сезона и даже билетов за 7500-8500 руб. (туда-обратно) днем с огнем не сыщешь. Так что придется покупать проездные в лучшем случае за 15-19 тыс. руб. (туда-обратно), а в худшем - за 30-40 тысяч. (Билет за 120 тыс. руб. даже не рассматриваем, хотя и такое предложение есть, если кому интересно.)

При последних двух вариантах за отдых на крымском побережье семья заплатит в среднем от 80 до 140 тыс. руб. Мало похоже на экономкласс, которым всегда славился Крым. За такие деньги лучше махнуть на Средиземное море.

КАКОЙ ТАКОЙ ЧАРТЕР?

Сегодня у многих возникает резонный вопрос: если мы так хотим порадовать крымчан нашими туристами, почему бы не отправить туда чартерные рейсы по аналогии с теми, что в большом количестве давно и успешно летают в Турцию, Египет, Грецию, Вьетнам, Таиланд и другие страны?

- Чартерные полеты в Крым пока невозможны по ряду причин, - говорит Дмитрий Попов. - Крупные компании федерального значения, летающие в Симферополь, получают от регулярных рейсов хорошие прибыли, и их устраивает, что все билеты, по какой бы цене они ни предлагались, раскупаются. Зачастую пассажиры этих рейсов - чиновники и бизнесмены, которые сейчас активно летают в Крым по делам. Первые о цене не волнуются, потому что летают за бюджетные деньги, а для вторых и 50 тысяч не проблема. Зачем при таком раскладе авиакомпаниям чартер-конкурент? Можно, конечно, заключать контракт на чартерные перевозки с небольшими авиакомпаниями, но нет гарантии, что они будут работать стабильно, так как их парк самолетов оставляет желать лучшего, а с нестабильным партнером работать никто не будет.

Чартеры в Крым невыгодны и по другой причине: если в те же Турцию или Египет можно долететь только самолетом, в Крым есть возможность добраться на автобусе или машине, а значит, у туроператора, который гипотетически мог бы зафрахтовать чартер в Симферополь, риск не заполнить борт существенно возрастает.

Россиянам обещали, что ситуацию с полетами в Крым спасет аэрофлотовский «Добролет». Но, как уже говорилось выше, ту небольшую часть билетов, которую он предлагал по 979 рублей, ушлые граждане выбрали за первые несколько часов продаж. Оставшиеся же в салоне самолетов места лоукостер отдал в продажу уже по завышенной цене, чтобы покрыть «социальные» проездные. В общем, с «Добролетом» так: кто первый встал, того и тапки.

«Мы решили поддержать призыв руководства страны и патриотично отдохнуть в Крыму, но нам испортили отпуск, - пишут люди на форуме лоукостера. - Постоянные сбои в программном обеспечении, по справочному телефону дозвониться трудно (а если удается, минута разговора - 65 рэ). Это еще цветочки. На почту пришла маршрутная квитанция Москва - Симферополь - Москва с датами вылета и прилета наоборот! Все наши знакомые расценивают организацию «Добролета» как негативную. Практически подстава Крыму», «Из Самары в Симферополь тоже обещали за 2000, а в наличии только за 8000-9000. Интересно, про подачу воды в Крым тоже врут, как про дешевые билеты? Приедем и будем в тазиках мыться?»

- Где обещанные дешевые билеты? - не понимает москвичка Татьяна, которая последние 10 лет ездит отдыхать под Евпаторию. - За 45 суток караулила билеты на «Добролет», но их нет! Раньше мы с мужем ездили поездом (билет 4000 руб. на одного) из Москвы до Евпатории. Сутки - и ты на месте. В этом году нашли билеты только за 7000 руб. в одну сторону, но для нас это дорого, так что до Черноморска (это в 70 км от Евпатории) будем добираться теперь двое суток: 36 часов поездом до Анапы, потом на автобусе до парома, а там... Билет от Москвы до Керчи на одного обошелся примерно в 4000 руб., а сколько отдадим за то, чтобы добраться от Керчи до Черноморска, не представляю. Таким же путем поедем обратно. Это же ад!

К слову, изучая ценовую политику авиадискаунтера, удалось найти билет из Симферополя на 13 июня за 532 руб., а на 14 июня - уже за 2500. В сентябре, если еще кому-то нужно, в Симферополь и обратно можно прямым рейсом смотаться за 7300, а на август дешевле 14 тыс. руб. билетов в оба конца нет. Зато за 20-40 тыс. - пожалуйста, на любую дату.

НАЛЕТАЙ, ПОДЕШЕВЕЛО?

Правительство решило вставить свои «две копейки» в дело удешевления стоимости билетов в Крым - предложило льготную билетную программу и выделило под нее 680 млн руб. Суть в том, что авиакомпаниям, участвующим в программе, выплачивается определенная сумма за каждый билет, проданный по льготной цене. Размер госпомощи для каждого направления свой. Так, если из Иркутска в Симферополь билет продается за 6800 руб., то такую же сумму авиаперевозчик получает в качестве субсидии. Для билета из Казани размер субсидии составляет 2200, из Нижнего Новгорода - 2000, из Новосибирска - 4800 руб. Жители 12 городов, которые участвуют в программе, полетят в Крым за такие «смешные» деньги. Но счастливчиков - по пальцам можно пересчитать.

- До 31 октября авиакомпании намерены реализовать не более 30 тыс. льготных билетов, хотя изначально речь шла о 200 тыс. Дело в том, что авиаперевозчикам невыгодна величина субсидии в размере 50%, ведь при существующей себестоимости рейсов билет, скажем, из Казани в Симферополь стоит не 4400, а 7000 руб., - поделился с нами представитель Росавиации. - Компании неохотно торгуют льготными для пассажиров и убыточными для себя билетами, а из 680 млн субсидий реализованы только 110 млн. Чтобы выделенные деньги и дальше участвовали в программе, мы предлагаем внести поправки в соответствующее постановление. Речь идет об увеличении субсидии, выделяемой авиакомпаниям за каждого перевезенного пассажира, а также о том, чтобы на каждом рейсе в Крым зафиксировать квоту мест для перевозки пассажиров по спецтарифу, чего сейчас нет, и компания может из 190 мест в самолете продать хоть два льготных билета, хоть 30, хоть не продать ни одного.

В Росавиации также сообщили, что сейчас ежедневно в Симферополь из 30 городов России в среднем летает 50 рейсов. Только в мае туда доставили порядка 150 тыс. человек. Это в 4 раза больше, чем в мае 2013-го. В июле-августе поток еще увеличится.

АВИААППЕТИТЫ РАСТУТ

Хватит ли силенок аэропорту Симферополь, отвыкшему за последние годы от таких нагрузок? Эксперты не сомневаются, что аэропорт с полосой в 3700 м с задачей справится. Финансовые вливания из бюджета страны уже позволили реконструировать рулевые дорожки, открыть второй терминал и построить накопители для увеличения пропускной способности аэровокзала.

Между тем уже активно муссируется идея привлечь неработающий сейчас военный аэродром Бельбек для совместного использования как военной, так и гражданской авиацией. Если Росавиация и Минобороны утрясут все вопросы, под Севастополем появится еще одна взлетно-посадочная полоса для приема гражданских судов. Использование под гражданские нужды военных аэродромов - мысль вполне здравая. На два фронта, например, работают подмосковные аэродромы Чкаловский, Кубинка и Жуковский. Бывшие военные аэродромы активно используются и в других странах: на Крите это бывший военный аэропорт в Ираклионе, в Турции - Текирдаг Чорлу, в Англии - Эксетер...

Вслед за Севастополем и власти Кировского района Крыма заявили о желании создать гражданский аэропорт на базе заброшенной взлетно-посадочной полосы, расположенной на границе Кировского района и Феодосии. Впрочем, можно организовать хоть пять аэропортов в Крыму, но если добраться до них будет так же дорого, как сейчас, то смысла в них никакого не будет.

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Дмитрий Медведев хочет сделать Крым доступнее Турции

На днях премьер-министр «залез на сайт, который посвящен заказу авиабилетов» и с удивлением обнаружил, что «можно купить билеты за 7 тыс. руб., но только если заказывать где-то за месяц». Непорядок! И тут же потребовал снизить цены на билеты в экономклассе. Насколько? Они должны быть «ниже, чем цены на зарубежных направлениях, включая Турцию и Болгарию». Вот только глава правительства не разъяснил, как это сделать.

Елена Хакимова

Фото FOTOBANK.COM

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.