Хотя с начала нынешнего года профессия водителя большегрузов перестала быть сугубо мужской, но для 36-летней жительницы подмосковного Лыткарина это любимое занятие уже последние восемь лет.
Кто-то грезит о крутых шмотках, роскошных хоромах или принце на белом коне, а Евгения Маркова всегда хотела сидеть за рулем машины. И чем она будет больше, тем лучше. Куда приводят мечты, дальнобойщица рассказала «Миру новостей».
Сколько в России мужчин-дальнобойщиков, никто не считал. И уж точно никто не пересчитывал женщин-дальнобойщиц. Представительницы прекрасного пола, управляющие большегрузами, пытались сами прикинуть, сколько их колесит по стране, но точной цифры тоже назвать не смогли - не все афишируют свое занятие. Тех, кто в открытом доступе, не меньше двух сотен, так что говорить о том, что Евгения - единственная в своем роде, неправильно. Но можно смело утверждать: она точно одна из первых в России дальнобойщиц, кто разрушил сложившийся стереотип о возможностях слабого пола.
НЕЛЬЗЯ, НО ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ
У Евгении два высших образования - в области защиты информации и менеджерское. Оба она получила в МИИГАиК. После университета все, чем занималась девушка, так или иначе было связано с программированием. Одно из последних мест работы - «Лаборатория Касперского». Для кого-то, может, и предел мечтаний, но не для Евгении. Она-то всегда любила дорогу, простор и движение, а айтишник передвигается только по просторам интернета, не выходя из офиса.
- Мне с раннего детства хотелось водить, - говорит Евгения. - Как только первый раз проехала в машине, сразу поняла - это мое пространство. В 9-м классе хотела пойти на обучение вождению - не взяли, «потому что девочка», но позже все равно получила права: категории В (легковые) после автошколы, С (грузовики) - после ДОСААФ, Е - в колледже. Из девчонок в колледже я одна была: в то время учиться водить грузовики с прицепом можно было, а устроиться на работу с такими правами - нет. Меня это не остановило. В общем, получила я заветные права и ушла из IT-компании, хотя зарплата была более чем достойная.
Евгения с мужем купили грузовик-пятитонник и два года занимались погрузками-разгрузками, благо садиться за руль частного грузовика закон не запрещал.
- Только я никогда не хотела работать на себя и попыталась устроиться в транспортную компанию. Опыт-то у меня уже был. Но никто не хотел брать все по той же причине - «потому что не мужик». Я понимаю, когда запретный список составляли в 1974 году и по нему женщинам запрещено было работать водителями большегрузных автомобилей: это хоть как-то было обоснованно - ни условий для работы нормальных, сами машины были тяжелые в управлении. Но вот почему дальнобойщики попали в обновленный список 2000 года, мне непонятно. Это ж чья-то дурь и блажь. Машины уже все почти на автомате, управлять фурами теперь задача не из самых сложных!
Евгения и другие девушки из разных уголков страны, которые тоже хотели работать на грузовиках, адресовали свое обращение уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой, и она сказала примерно следующее: «XXI век на дворе, надо менять законодательство, женщина должна работать там, где захочет».
Так начался пересмотр списка, и с января этого года его сильно сократили. Хотя он по-прежнему запрещает работать женщинам водолазами, пожарными, шахтерами, заниматься чисткой и ремонтом паровых, водогрейных котлов, труб и печей, но профессия водителя большегрузного транспорта для слабой половины уже вне запрета. Впрочем, даже когда этой профессии не было в списке разрешенных для женщин, можно было найти руководителя «без дурацких предубеждений, сексизма и страха перед огромными штрафами» (трудовая инспекция в то время могла выставить за нанятую водителем фуры женщину 200 тысяч рублей штрафа).
- Я нашла такого смелого гендиректора, который рискнул взять на работу кроме меня еще трех девчонок, - вспоминает Евгения. - С одной из них - Юлей - мы до сих пор работаем посменно в одном экипаже, правда, уже в другой компании.
ПРОЧЬ, ГЕНДЕРНЫЕ ПРЕДРАССУДКИ!
Сегодня Евгения водит 40-тонный «мерседес». Она называет его Сервелатом после того, как однажды услышала ставшую почти крылатой фразу из фильма «Властелин колец» в переводе Гоблина: «Мерин мой шестисотый, кличка - Сервелат».
- Женя, а как мужчины реагируют, когда видят за рулем фуры женщину?
- Эти все гендерные разделения давно из области предрассудков! Нормально все реагируют. Ну, может, старый дед какой-нибудь что-то буркнет, но это не считается.
- Не страшно одной в дороге?
- Нисколько. На дороге сейчас спокойно, все цивилизованно. Порядок на трассах навели, и если голова на плечах есть, останавливайся на охраняемой стоянке, которых сейчас предостаточно, и никаких проблем. С безопасностью лично у меня вопрос решен: я много лет занималась рукопашно-ножевым боем, так что еще непонятно, кому кого опасаться на дороге, - смеется Женя. - К счастью, за время работы дальнобойщицей ни разу не пришлось применить имеющиеся навыки на практике.
- Правда, что сегодняшнему трак-драйверу на российских дорогах комфортно и удобно?
- Дороги стали значительно лучше, а спецстоянки в России оборудованы лучше многих европейских. Это я вам скажу как человек, некоторое время работавший трак-драйвером за границей. На наших стоянках есть и душевые, и сауны. И то и другое - не какие-то убитые места общего пользования, а отдельные кабинки с зеркалами, розетками и вешалками. Еда в придорожных кафе тоже отменная, так что голодным не останешься.
- А если поломка в дороге?
- Современные машины - сплошная электроника, процесс управления полностью автоматизирован. Зачем мне лезть внутрь машины, если можно позвонить механику, понимающему в компьютерном обеспечении транспорта? Он или сам приедет, или скажет, где ближайший сервис. Колесо поменять я могу, но если мужчина предложит помощь, почему бы не позволить ему помочь? Я все же женщина. А вообще разве не нормально, когда воспитанный водитель помогает другому водителю, какого бы пола он ни был?
- Вы считали, в скольких городах и странах побывали?
- Города точно не считала, а стран… Около двадцати.
- Помните самую дальнюю поездку?
- Питер - Чита. 7000 километров проехала дней за десять. Когда в Европе работала, меня бесили короткие маршруты - километров по 300 всего. Я люблю дальние поездки и саму дорогу. Она заполняет собой все и дарит магический кайф.
- Долгое сидение за рулем не напрягает?
- Думаете, я в офисе IT-компании много двигалась? Современный мир - это вообще по большей части сидячая работа.
- Чем занимаетесь 20 дней на отдыхе после 40-дневной вахты?
- Общаюсь с друзьями, с мужем ездим на «ниве» по болотам. Этой зимой радует снег - я обожаю лыжи. Иногда играю на гитаре, чем, кажется, очень достаю соседей.
- Если снова предложат офисную работу и зарплату больше нынешней в три раза, вернетесь в айтишники?
- Да хоть в десять раз больше - никогда! Дело не в деньгах. Работая на фуре, я зарабатываю меньше, чем в офисе, но зато сейчас я счастлива, потому что занимаюсь любимым делом. Тем, о котором всегда мечтала. Другой жизни пока себе не представляю. Но если процесс управления грузовиками будет идти в сторону полной автоматизации, я бы могла помочь прогрессу и применить и свой опыт водителя-дальнобойщика, и свои знания айтишника. Не думаю, что это произойдет при моей жизни, так что пока позволит здоровье, буду гонять огромную махину с прицепом и балдеть от того, какая классная у меня работа.
Елена Хакимова,
фото из личного архива.
Женское счастье в неженских профессиях
Накануне женского праздника «МН» решил выяснить у представительниц не совсем женских профессий, что такое счастье в их понимании.
- Почему телохранитель неженская профессия, что у вас за стереотипы? - возмутилась Надежда Михайлова - руководитель «Школы телохранителей» в Москве, много лет успешно работавшая в органах внутренних дел, а позже - телохранителем. Бокс, рукопашный бой, карате, самооборона - тут она как рыба в воде и передает мастерство молодежи.
- Считаю, нет деления профессий на мужские и женские, главное, чтобы нравилась самому человеку. А счастье - в гармонии и в окружающих нас мелочах, - убеждена она.
Ирина Шорошева - спасатель. Причем многие годы служила в отряде спасательного десанта. Это спасение с воздуха при помощи авиационной техники. Рассказывает, как приходилось не однажды спускаться на веревке с вертолета (например, вытаскивали уплывших на льдине в открытую воду рыбаков, и при пожарах тоже использовали) и прыгать с парашютом…
- Это и есть счастье, когда ты смог спасти чью-то жизнь, счастье - быть полезным, - констатирует женщина. Признается, что штамп «неженским делом занимаешься» преследует ее с первого дня в профессии. Кто-то включает жалость: мол, неужели нет возможностей устроиться на более безопасную должность без рисков для жизни? Некоторые мужчины пренебрежительно ворчали: ну и куда ты полезла?
- Никак не реагируешь, доказываешь делом свое право работать не где поспокойнее, а где нравится, - говорит и Валентина Бунина, капитан на флоте. Между прочим, в этой структуре даже поговорка имеется, что «женщина на корабле - жди беды». Однако у Буниной, в отличие даже от некоторых мужчин, за тридцать лет безупречной службы ни единой аварии. Шла в профессию, признается, за романтикой.
- Счастье - это когда идешь на работу и радуешься, идешь домой с работы и тоже радуешься, - уверена капитан. Полный порядок у нее и дома. Четверых детей воспитала, они уже взрослые, двое по примеру мамы выбрали тоже флотские профессии.
- А мне тридцать лет… до ста, - шутит Бунина. - Сейчас в рейсы не хожу, но продолжаю преподавать в Академии водного транспорта. Если в советское время, когда училась я, женщины на флоте были редкостью, то сейчас среди учеников и выпускников девушек немало.
Анна Билецкая, уроженка Астрахани, долго не могла найти себе дело по душе. Образование получила юридическое, окончила и художественную школу. А вот чем хочет заниматься дальше, не понимала. Переехала на Алтай - почему-то туда потянуло. Устроилась в крупную компанию секретарем, в свободное время пела в местном ансамбле «Здравица».
- Однажды меня как самую молодую отправили за ухватом для выступления нашего коллектива. Пошла в кузницу - увидела горн, наковальню, захотелось попробовать, вспоминает женщина. Меньше чем через неделю из офиса уволилась и устроилась… в кузницу учеником. Говорит, родители, узнав, испытали шок, бабушка даже плакала… Ведь это богатыри из сказок молотами машут, а тут девочка - хрупкая, маленькая, ну какой из нее кузнец?!
А она размышляет:
- Счастье - это заниматься любимым делом. Я это поняла именно в кузнице. Металл - своеобразный материал, капризный, но чувствует хозяина, мы с ним отлично понимаем друг друга и ладим.
Обретя дело своей жизни, следом встретила и личное счастье, муж Евгений - тоже кузнец. Сейчас вместе создают на Алтае музей истории кузнечного ремесла.
- По-настоящему счастливой ощущаю себя в своей кузнице, - признается Анна. - Желаю, чтобы каждая из нас испытала это чувство, и не только 8 Марта, а испытывала каждый день.
Подготовила
Виктория Катаева.
Фото: TWITTER,
РИА «Новости»,
из архива А. Билецкой.