Общественные и социальные новости
3015 | 0

Коробейники с большой дороги

Коробейники с большой дороги
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Председатель Московского общества защиты прав потребителей, член Общественной палаты Москвы Надежда Головкова рассказала о новых формах обмана покупателей и о том, как им можно противостоять.

Наибольшее число нареканий вызывает интернет-торговля, где назрела новая проблема - в число пользователей теперь активно вливаются люди старшего и пожилого возраста.

ВЕРНУТЬ ЗА 7 ДНЕЙ

«Пенсионеры выходят в скайп, чтобы пообщаться с детьми, и попадают в разные «шопинги». Вот здесь и кроется опасность. Люди, прожившие большую часть жизни в СССР, верят каждому печатному слову и воспринимают интернет как печатное слово. Тогда как люди молодые более критичны и умеют выбирать», - говорит Надежда Головкова.

Причин, по которым растет число любителей интернет-покупок, три - низкая цена по сравнению со стационарными магазинами, доставка и закон «об охлаждении к товару». То есть согласно закону о дистанционных продажах в течение семи дней вы можете отказаться от любой покупки без объяснения причин. В обычном магазине этот срок в два раза больше - 14 дней, но зато в стационарном магазине имеется список ограничений. Так, вы не можете без проведения экспертизы вернуть сложную бытовую технику, а некоторые товары вроде косметики или нижнего белья вернуть можно только по решению суда. Поэтому эксперты советуют совмещать онлайн-покупки с походами в магазин. Присмотрели там себе холодильник - идите домой и заказывайте его через интернет.

«Покупателю важно знать, что курьер должен в письменном виде оповестить его об адресе, куда можно подать свое заявление об охлаждении к товару. Если курьер адреса не оставил, срок охлаждения продлевается на три месяца. У вас есть чек, где указан не интернет-магазин, а продавец, ищите его через сайт nalog.ru по ИНН», - посоветовала Надежда Головкова.

ФИЛЬТРУЙ «БАЗАР НА ДОМУ»

На втором месте по числу жалоб - покупки на дому. Здесь в лидерах пылесосы и фильтры для воды. Причем претензии предъявляют к пылесосам одной марки, они громоздкие, предназначены для коттеджей и стоят 120 тыс. руб., а не 3 тыс., как обычные пылесосы для небольших квартир. Немало москвичей покупаются на рекламу пришедших к ним коробейников-шарлатанов и выкладывают за чудо-технику 120 тыс., а потом тратят месяцы и годы на то, чтобы от этого пылесоса отказаться. «Пенсионеры их потом сдвинуть с места не могут. К тому же эти пылесосы такие мощные, что гудят так, что соседям мало не покажется», - констатировала Надежда Головкова.

КСТАТИ
Вам предлагают расписаться за демонстрацию товара, а оказывается, вы подписали кредитный договор.

В последнее время пылесосы стали уступать место фильтрам для воды. При этом у продавцов все та же методика впаривания.

«После того как пожилые люди открывают дверь, начинается спектакль часа на четыре, а то и на шесть, - рассказала Надежда Головкова. - Поначалу человеку даже приятно, что ему столько внимания оказывают. Перед ним ставят две банки, в одну банку наливают воду из-под крана, во вторую - отфильтрованную. В итоге получается, что в одной банке вода чистая, прозрачная, а в другой - чернота какая-то. В общем, опыт из учебника по химии за седьмой класс. «Вы представляете, что вы пьете! - кричит продавец. - Вы же наносите вред своему здоровью! А если вы приобретете наш фильтр для воды, то свое драгоценное здоровье сумеете спасти».

В итоге на шестом часу человек уже ничего не понимает и готов заплатить, лишь бы только продавец ушел. Если у бедолаги не хватает денег, то продавец говорит: «Я вам сейчас скидку сделаю. Это будет стоить не 120 тыс., а 90. Ну ладно, 75 тыс. Если у вас всего 5 тыс., то давайте ваши 5 тыс. и мы вам продадим наш фильтр в рассрочку». Это тоже действует на выходцев из СССР. Тогда и правда была рассрочка, а не кредитный договор, и никаких процентов не платили.

Вы расписываетесь, а потом выясняется, что это был кредитный договор с банком и тот уже с вас с живого не слезет.

КОШАЧЬИ ШУБЫ

А недавно один сайт предлагал купить две норковые шубы по цене одной, а именно за 117 тыс. руб. Для этого надо было сделать предоплату 50 тыс., а затем ждать, когда шубы придут по почте прямо с норковой фабрики.

«Одна дама, получив посылку на почте, хотела ее тут же вскрыть, но почтовые работники, естественно, ей этого не разрешили: мол, заплатите недостающие, - привела пример Надежда Головкова. - Она их заплатила, в присутствии почтовых работников вскрыла посылку и обнаружила там две какие-то непрезентабельные куртеночки из кошачьего меха. Она, конечно, тут же составила акт, попросила почтовых работников не отправлять деньги, но они их все же отправили».

Правоохранительные органы стали разбираться и выяснили, что кошачьи шубы отправляет некий житель Саранска. К нему сейчас предъявляются иски как к недобросовестному продавцу. Однако шансы вернуть деньги у горе-покупательниц сомнительные. «Этот господин может куда-нибудь скрыться. Может оказаться, что у него вообще нет никаких средств, даже арестовывать нечего», - констатировала эксперт.

Тем временем на рынке появился новый рекордсмен по жалобам. Московским обществом защиты прав потребителей подготовлено около 200 исков к израильской компании, торгующей косметикой.

«Чемоданчик с такой косметикой стоит 40 тыс. руб., - рассказывает Надежда Головкова. - Вам звонят - телефонные базы у нас где только не продаются - и предлагают прийти на бесплатную спа-процедуру. И вы оглянуться не успеваете, как разрешаете сделать со своего паспорта ксерокопию и подписываете договор на покупку в кредит того самого заветного чемоданчика с косметикой.

Многие считают, что, если кредит, значит, все, труба. На самом деле выход есть - надо сразу бежать в банк и сказать, что вас ввели в заблуждение, что у вас очень маленький доход, выплачивать кредит вы не сможете, а та сумма дохода, которая написана в договоре, не соответствует действительности. В этом случае велики шансы, что договор с вами банк расторгнет. Если нет - добивайтесь возврата товара через суд. Продавец будет обязан выплатить за вас не только сумму кредита, но и проценты, которые вы на тот момент заплатили».

Материал подготовила Аделаида Сигида

Карикатура А. Хорошевский

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.