Сегодня 20 августа 2018 г., понедельник, 06:30USD 66.87 -0.0175EUR 76.18 +0.1272
Общественные и социальные новости

Командир «космической» авиации

17 августа 2014
hits 3176

Он поднимал в небо Сергея Королева, а Леонид Брежнев вручал ему орден за мужество, проявленное при аварийной посадке самолета с горящим двигателем. Летчик Юрий Николаевич Белкин рассказал корреспонденту «МН» подробности экстренного приземления пассажирского лайнера, о том, как показывал основоположнику практической космонавтики Эльбрус и почему американские астронавты появились на летном поле космодрома «Байконур» в носках.

- Юрий Николаевич, как вы пришли в авиацию?

- Это сейчас мало молодежи почему-то хочет летать, а в моей юности почти все пацаны бредили авиацией. После 7-го класса в 1949 году с другом за компанию пришел в аэроклуб. Там, летая на планере и прыгая с парашютом, я чувствовал себя словно птица и понял: авиация - это мое. Чтобы научиться летать на самолетах, учился сначала в Оренбургском летном военном училище, потом в Калужской летной школе. Окончив ее, стал пилотом-инструктором и был направлен в Москву. Проработал два года в аэроклубе в Чертанове, потом меня потянуло в транспортную авиацию, и тогда руководивший авиацией в ДОСААФ прославленный летчик Николай Каманин, знавший моего отца, офицера Красной армии, помог мне перейти на работу в Иваново, где я пару лет перевозил грузы и людей на По-2 и Як-18. Хорошие были самолеты, но мне стало «тесно» в них и, пройдя в ульяновской школе курсы высшей летной подготовки, стал вторым пилотом Ил-12. Когда появились первые Ил-14, я снова отправился в Ульяновск и в 1959 году стал уже командиром этого самолета. Семь лет я постепенно переходил от небольшого самолета к более мощному. По-другому тогда было просто невозможно. И уж тем более невозможно было, как сейчас, купить пилотский диплом и полететь. Ну а потом появились первые пассажирские Ил-18. То был не самолет, а чудо! После очередных курсов переподготовки я стал вторым пилотом на этом - одном из моих любимых самолетов.

- С Ил-18 и произошло ЧП в 1961 году?

- Это было 22 июня. Я вторым пилотом был за штурвалом Ил-18 второй раз, а командир Борис Грацианов третий раз летел на Ил-18. В нашем экипаже также были бортмеханик Георгий Пострибайло, радист Григорий Маргулис и штурман Борис Андреев, бортпроводницы Валентина Журавлева, Наталия Похитонова и Валентина Смирнова. И вдруг, пролетая над Окой, я вижу, что у нас горит третий двигатель...

- Пассажиры тоже не могли этого не заметить. В салоне началась паника?

- Девчонки наши профессионально сработали, не допустили паники. Правда, один офицер так сильно испугался, что попытался вскочить с места и рвануть в хвост самолета. Думал, наив-ный, что в случае аварии хвост останется целым и он выживет. Но Валя Смирнова, девушка была крепкая, резким ударом в челюсть остановила трусливого военного и заставила сесть на место. Больше никто уже с места не вставал. Пока самолет планировал вниз, мы искали подходящее место для посадки. Метрах в трехстах от земли увидели поле недалеко от тульского Богородицка. На свой страх и риск решили, что будем, убрав шасси и выключив оставшиеся три двигателя, садиться «на живот». Все решали по ходу дела самостоятельно, ведь к лету 1961 года по новому Ил-18 еще не было никаких инструкций относительно того, как действовать в подобных ситуациях. Сели нормально, проехав на пузе метров 500. Сразу открыли двери, и пассажиры начали выпрыгивать из самолета - там всего метр от земли был. Одна женщина, полная такая, никак не решалась спрыгнуть и задерживала движение, тогда Боря Андреев ее силком вытолкнул. Она лицом в овес нырнула, поднялась и давай на него орать: «Что ж ты творишь, такой-сякой!» Потом, конечно, извинилась, поблагодарила за спасение.

- Удалось выяснить, почему загорелся двигатель?

- На земле перепутали электросхемы: та, которая должна была включать, выключала огнетушитель.

- «Разбор полета» был?

- Вертолет с авиационным начальством прибыл на следующее утро. Прилетел на нем и заслуженный летчик-испытатель СССР Владимир Коккинаки. Как оказалось, он сам готовился к тому, чтобы на испытаниях попробовать посадить Ил-18 на фюзеляж, а мы его, выходит, опередили и, как он сказал, «сделали это красиво».

- Что стало с самолетом?

- До осени его восстанавливали там же - в поле, а потом, заменив винт и двигатель, подняли в воздух и перегнали в Ригу, где он остался как учебный экспонат.

- А вас потом награждали в Кремле, да?

- Сначала дали путевки в сочинскую «Ривьеру», а 22 июля вызвали в Кремль. Долго в приемной ждали Брежнева, в ту пору занимавшего должность председателя Президиума Верховного Совета СССР. Когда он появился, почувствовали, что Леонид Ильич явно с кем-то выпивал за обедом, а когда делали памятное фото, то я за Брежневым стоял и длинные светлые волосы, оставшиеся на его пиджаке, наводили на мысль, что обед Брежнева был весьма романтичным.

- Обмывали высокие награды?

- А как же! Поехали в «Арагви». Хорошо посидели, а когда пришло время рассчитываться, администратор говорит: «Все уже оплачено, Михаил Георгадзе (секретарь Президиума Верховного Совета СССР. - Прим. авт.) дал команду».

- Потом вы стали летать с Сергеем Королевым? Как это произошло?

- Наш авиаотряд обслуживал в том числе и Центральное конструкторское бюро машиностроения (сейчас - НПО «Энергия»), и начальник отряда предложил мне летать на Ил-14. Я возил на Байконур разных спецов ЦКБМ, а однажды на очередной пуск ракеты полетел Сергей Павлович и меня посадили вторым пилотом в Ил-18, который был оборудован дополнительными бензобаками, чтобы летать на космодром без дозаправок. Увидев меня, Королев спросил: «Кто такой?» Ему сказали, что это человек из экипажа, который сел в овсяное поле. Во время полета Королев пригласил меня в салон, расспрашивал о моей жизни. Мы нашли общие темы для разговора: Королев, как и мой отец, тоже семь лет отсидел как «враг народа». Мы об этом говорили тогда и о многом другом. Позже я стал командиром Ил-18, а впоследствии, когда ОКБ Антонова сделало Ан-12 специально для Королева, оборудовав его диваном, креслом, кухней и туалетом, я, снова окончив курсы в Ульяновске, стал командиром Ан-12, имевшего «королевский» бортовой номер 11011.

- Сергей Павлович интересовался советским авиапромом или только космическими ракетами?

- Он был человеком авиационным - сам в молодости летал, проектировал планеры, реактивные самолеты и испытывал их в Крыму. В новом Ан-12 ему все было интересно, а чтобы Сергей Павлович мог видеть, как самолет взлетает или садится, мы ему соорудили ящик за сиденьями командира и первого пилота. Королев пользовался каким-то приятным одеколоном, и, когда тихонько заходил в кабину, мы его по этому запаху определяли. Сергей Павлович во время полета нас не отвлекал - посидит тихонько на своем ящике и также тихо выйдет. Однажды мы летели в Крым (в Саках и Евпатории находилось Управление космическими объектами), а наш радист слушал американское радио - наверху же глушилок нет. И вдруг я слышу: «Николаич, американцы про Королева говорят!» Позвали Сергея Павловича, дали ему наушники, и он сам услышал, как из США передают про то, что Королев произвел запуск межпланетной станции «Луна». Надо было видеть лицо Королева - он был потрясен, ведь в СССР запрещено было произносить его фамилию. А еще мы как-то летели в Крым, была ясная погода, и после Минвод я снизился и ушел в сторону Эльбруса. В наушники слышу: «Борт 11011, вы уклонились от трассы, уходите влево». Я говорю «Понял», а сам все ниже и ниже ухожу. Сергей Павлович в это время сидел в кабине штурмана с застекленным полом и смотрел на вершины гор с нескрываемым восхищением. Я сделал над Эльбрусом «горку» и вернулся на трассу. Королев был в восторге.

- Забавные случаи происходили с вашими пассажирами?

- Однажды мужика привезли на Байконур, хотя ему надо было в Новосибирск. Он к нам в Уральске, куда мы на дозаправку сели, случайно попал - видит, люди с чемоданчиками идут, ну и, будучи сильно нетрезвым, присоединился к группе. В Тюратаме вышел из самолета и спрашивает: «Где тут опохмелиться можно?» Ему говорят: «Ты что! Здесь сухой закон». «А где я?» - удивился дядька. Ну, ему объяснили и в комендатуру отправили. А в 1975-м я вез на Байконур сотрудников НАСА и второй экипаж американских астронавтов. Они расселись в салоне, сняли обувь, оставшись в носках, закинули ноги на спинки кресел и достали свои колы и попкорн. Бортпроводники им говорят: убирайте-ка свою еду, у нас отличный буфет с нормальной едой и напитками. Те удивились. «У нас, - говорят, - на спецрейсах все летают со своим». «Так то у вас, - отвечают бортпроводники, - а у нас икра, осетрина, водка «Посольская», пиво чешское и прочие деликатесы». В общем, когда на космодром прилетели, американцы уже были в хлам и из самолета вывалились даже без обуви, прямо в носках. А их встречали «официальные лица» при параде. Веселое было зрелище.

- На каких самолетах еще довелось полетать, Юрий Николаевич?

- Еще на Ту-134 летал, а на пенсию ушел с Ил-86. Сейчас мне 81 год, но благодаря мышечной памяти - шутка ли, к 55 годам налетал 28000 часов - смогу вслепую поднять и посадить любой самолет, за штурвалом которого когда-то сидел.

Елена Хакимова,

фото из архива семьи Белкиных

Просмотров: 3176
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Оставайтесь с нами. Подпишитесь на канал в Яндекс.Новости и получайте актуальные и проверенные новости.

Добавить в «Мои источники» на Яндекс.Новости



Комментарии (0)

Добавить комментарий

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Главу австрийского МИД раскритиковали за приглашение Путина на свадьбу
Владимир Путин получил приглашение на свадьбу министра иностранных дел Австрии Карин Кнайсль и ответил согласием. Несмотря на то, что приглашение не имеет отношения к политике, Кнайсль подверглась резкой критике. Министру даже предложили добровольно покинуть свой пост.
17 августа 2018
Володин допустил упразднение государственных пенсий
Спикер Госдумы Вячеслав Володин в рамках встречи с жителями Саратова высказался о возможном отказе от государственных пенсий. Парламентарий объяснил идею серьёзным дефицитом Пенсионного фонда.
13 августа 2018
Названы наиболее популярные профессии среди пенсионеров
Россияне пенсионного возраста чаще всего ищут работу в базах вакансий на должности, где требуется высокая квалификацией, большой опыт работы.
16 августа 2018
Учёные: жить в однокомнатной квартире вредно для здоровья
Жизнь в небольших квартирах, где жильцам не хватает личного пространства, опасна. Медики предупреждают, что проживание в «однушке» чревато не только психологическими проблемами, но и частыми респираторными заболеваниями.
13 августа 2018
Рубль резко вырос к доллару и евро
Курс российского рубля после длительного падения продемонстрировал резкий скачок. Согласно данным Московской биржи, в понедельник рубль прибавил почти 20 копеек к доллару и евро.
13 августа 2018
Песков высказался о преследованиях за репосты
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков высказался по поводу участившихся в последнее время преследований за публикации в социальных сетях. По мнению Пескова, в этом деле, как и во всех остальных, должен преобладать здравый смысл.
14 августа 2018
Загрузка...