Общественные и социальные новости
3334 | 0

Календарный раскол

Многих интересует, будут ли православные и католики праздновать Рождество в один день? 

Календарный раскол
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Точная дата рождения Иисуса Христа не указана нигде. Рождество было введено по указанию императора Аркадия около 377 г., а Римская церковь установила дату празднования – 25 декабря. Во многом для того, чтобы облегчить обращение в христианскую веру языческих народов. На этот день приходится день зимнего солнцестояния – важный языческий праздник, когда древние римляне поклонялись Сатурну и богу Солнца Митре. Таким образом, языческий праздник был заменен христианским, и уже с конца IV в. христианский мир праздновал Рождество 25 декабря. Но такое единство продолжалось до XVI в., когда календарная реформа привела к тому, что восточная и западная церкви стали праздновать Рождество в разные дни.

В 1582 г. Папа римский Григорий XIII ввел «григорианский» календарь, ведущий летоисчисление по «новому стилю». Из-за того, что в новом стиле пасхальные полнолуния были согласованы с астрономическими, между григорианским и юлианским календарями образовалось временное различие, которое сегодня достигло 13 дней. И когда католическая церковь приняла григорианский календарь, православные церкви продолжали пользоваться юлианским. Однако внутри православных церквей также произошел «календарный раскол». Юлианским календарем, когда Рождество празднуется в ночь с 6 на 7 января, пользуются всего 4 из 15 автокефальных православных церквей – Русская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская и монастыри святой горы Афон. Остальные 11 Поместных Православных Церквей празднуют Рождество Христово, как и католики, в ночь с 24 на 25 декабря, пользуясь новоюлианским (более точная модификация юлианского) календарем. По этому летоисчислению даты фиксированных праздников, например, Рождества, Благовещения, Успения, совпадают с григорианским, а переходящие праздники – Пасха, Вознесение, Святая Троица – рассчитываются по лунному календарю. Подобное положение сохраняется уже около 500 лет, в связи с чем вопрос о приведении календаря к единообразию периодически поднимается сторонниками унификации христианства. Однако представители православного духовенства сохраняют свою позицию неизменной. «Формальный переход на календарь, по которому живут католическая и протестантская церкви, не приведет к единству в христианском мире. Ведь без преодоления разногласий по догматическим вопросам это может вылиться в разногласия внутри Православной церкви, – говорит заместитель заведующего кафедрой библеистики Московской Духовной Академии отец Александр Тимофеев. – Так, в Греции Константинопольская и Элладская православные церкви в 1924 г. начали отмечать все фиксированные праздники, в том числе и Рождество, как католики и протестанты. Однако кроме раскола в Константинопольской и Элладской церквах это ни к чему не привело. В РПЦ такие попытки тоже были. В 20-х годах прошлого века патриарх Тихон попытался это сделать. Однако нововведение не прижилось. И патриарх принял решение отказаться от чуждой нам традиции. Новый стиль в РПЦ продержался всего пару недель. Неорганично это нововведение для нашей церкви с более чем тысячелетней традицией».

Екатерина Люльчак

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.