Сегодня 25 февраля 2018 г., воскресенье, 19:00USD 56.76 +0.1071EUR 69.63 -0.1746
Общественные и социальные новости

Итоги ЕГЭ-2015

30 августа 2015
hits 1517

В канун Дня знаний корреспондент «МН» побеседовал с академиком Российской академии образования, экс-руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктором Болотовым о ситуации в образовательной сфере.

Cодержание ЕГЭ нужно улучшать

- Виктор Александрович, когда задумывали ЕГЭ, цель была благая: увеличить шанс поступить в вуз жителям всех регионов России и ликвидировать коррупцию. Получилось? Финансирование на проведение ЕГЭ в этом году увеличилось в пять раз (из бюджета выделено 1,6 млрд руб.). Затраты оправдали себя?

- Представьте картинку. Конец 90-х. Вузы вводят свои экзамены, открывают свои школы, в которых выпускные экзамены совмещались со вступительными. В результате поступали только 25% приезжих. И в школах в те годы было не все в порядке. Золотая медаль давала льготы при поступлении в вузы, и число медалистов выросло в семь-восемь раз по сравнению с тем, что было в советское время.
Эта картинка не устраивала провинцию. Поэтому было дано поручение: ввести некоторые новые правила игры. Ведь те, кто оканчивал школу в те годы, знают, что пятерка в аттестате в сельской местности и пятерка в элитной физматшколе - это разные уровни подготовки. И каждый год были скандалы, связанные с выявлением коррупции при зачислении в вузы. Теперь ввели ЕГЭ. У серьезной публики теперь нет возмущения по поводу того, что он нужен. Но, как и любая страна, которая проводит национальные экзамены (кстати, ни одна страна не отказалась от таких национальных экзаменов), мы развиваем и совершенствуем эту систему. Вот тут возникает вопрос, насколько адекватно содержание экзаменационных материалов. Был некоторый скандал в этом году по поводу литературы. Дело в том, что в гуманитарных науках на вопрос есть несколько правильных ответов. Но дети придумали новый правильный ответ. Это были школьники. И была апелляция.

- Апелляция была удовлетворена?

- Да. Это я вот к чему. В этом году по содержанию экзаменационных материалов только по одному заданию из более полутысячи возник вопрос. Но такие накладки происходят и в странах, которые много лет проводят национальные экзамены: и в Великобритании, и в Китае, и в США. В старые времена, до проведения ЕГЭ, таких «неправильных» заданий было очень много. И еще. Если о литературе говорить. «На тебе 3 балла и вердикт преподавателя: тема раскрыта не полностью». Это частая формулировка советского времени. Чем она раскрыта не полностью? То есть в этом плане очень большой прогресс. Совершенствование экзаменационных материалов будет всегда.

Списывание пока остается

- Есть статистика 2015 года. Подглядывать все-таки пытались и шпаргалками пользовались. Ваш комментарий...

- Вопрос информационной безопасности стоял остро. Как избежать шпаргалок, электронных шпаргалок, любых! Как избежать несанкционированного вмешательства взрослых. Так вот. Число мест в вузы меньше, чем число желающих в них учиться. Особенно на элитных специальностях. Значит, всегда будут люди, которые будут повышать свой уровень знаний правдами (нанимать репетиторов, ходить на дополнительные занятия) и неправдами (вытаскивать шпаргалку, использовать микронаушники и пр.). Как с этим бороться? По сравнению с позапрошлым годом, когда был провал полный по вранью, неблагополучная ситуация была преодолена (все изменилось с приходом Кравцова и новой команды в Рособрнадзор два года назад). Конечно, потребовались дополнительные вложения в технику, металлоискатели, видеокамеры и пр. Вложения оправдали себя. Кстати, в советское время помочь товарищу-соседу решить задачу было святое дело. Но теперь - иначе. Ситуация конкуренции, борьба за места в вузе, особенно бюджетные. Если я кому-то даю списывать - я увеличиваю число конкурентов. В России ребята это начали понимать: «Я по-честному сдаю, а он займет мое место». Были случаи в этом году, к сожалению, когда учителя помогали списать ЕГЭ. Сейчас я не буду обсуждать, чем это поведение преподавателя было мотивировано, это дело прокуратуры. Отменил же Рос-обрнадзор часть результатов ЕГЭ, поскольку результаты были явно завышены.

Коллеги в Рособрнадзоре делают ситуацию максимально прозрачной. Хотя феномен списывания останется.

- А человеческий фактор? Наблюдатель ведь может доложить о нарушении, а может и не доложить.

- Вы правы. Человеческий фактор у нас продолжает иметь место. Именно поэтому наблюдатели внешние. В этом году это были молодые люди из Российского студенческого союза. Они прошли обучение, инструктаж. Организовывала все это Общественная палата - Любовь Духанина. Правило жесткое было: в этом пункте проведения ЕГЭ у тебя нет никаких личных знакомых. Можно ли гарантировать, что не будет сговора? Дай ему тысячу долларов, и он ничего не увидит. В нашем государстве это возможно. А вот если вдруг отключились камеры, комиссия может отменить результаты ЕГЭ, аннулировать итоги и назначить пересдачу. Идет страховка и техникой, и людьми.

Математике нужно учить всех

- С чем связано, что на ЕГЭ математику поделили на два уровня?

- С самого начала была такая идея. Девочки-мальчики, например, явные гуманитарии. Зачем им производная функция? Но в то же время они должны овладеть математикой на определенном уровне. Математика - это не только формулы. Это еще и логика мышления, умение выстраивать алгоритмы, действовать по правилам и т.д. Математика учит работать с формальными объектами формальными способами. Этому нужно учить всех. Но уровень ребят, которые собираются на физико-математические факультеты, и тех, кто идет, скажем, в Институт культуры, - разный.

- Но из-за математики гуманитарии могут не только в Институт культуры не попасть, но и вообще оказаться со справкой вместо аттестата... Раньше двоек не ставили даже самым отстающим.

- Было такое. Три писали, два - в уме. Сегодня мои коллеги анализируют ситуацию. Часть детей в этом году даже базового уровня не выполнили. Посмотрите на некоторых ребят! Разговариваешь с ними и ощущаешь, будто они в школе вообще не учились. Что, они разве смогут сдать математику? Даже на базовом уровне не смогут.

Кто уйдет без аттестата?

- И если они не сдадут со второй попытки (а такие не сдадут, так как за два дня математику не выучишь), то будут выброшены «за борт» жизни, получат справки вместо аттестата... И кто их с этой справкой куда-либо возьмет?

- Вы поставили самый жесткий вопрос, с которым многие, в том числе и я, не могут достучаться до Минобразования и Рособрнадзора. Это работа с академически неуспешными детьми. Таких детей во всем мире 15-20%. Не осваивают школьные стандарты. Вопрос: у нас для этой категории детей есть образовательная траектория, где они будут «человеками»? Часто ставят в пример сегодня Сингапур. Есть замечательное международное исследование. Оценивают не только средний уровень, но и сколько «хвост», сколько «элита» (то есть кто выходит за самый высокий уровень). «Элиты» у нас в России не очень много, но у нас очень большой «хвост». А в Сингапуре «хвост» есть, он невелик, но «элиты» больше.

- Кстати, в Сингапуре отменены награды, медали, чтобы менее успешные не комплексовали и не переживали.

- Там есть семьи. Образование каждого ребенка - совместное дело семьи и школы. Но там есть и «хвост». А для этого «хвоста» - очень хорошая система профессионального образования. Я видел на ролике ребят, которые, не зная производных, прекрасно управляют оборудованием, используемым в кулинарном деле. У них есть своя линия жизни. И есть у них возможность сдать ЕГЭ в будущем. Дети находят социально значимое место в жизни, даже будучи академически неуспешными.

- Есть уже печальная статистика в России. Самоубийства из-за двоек по ЕГЭ, так как человек понимает, что со справкой он в будущем - ноль.

- Вы правы, что нельзя выбрасывать из жизни неудачников. Но решать это надо не в 11-м классе. Грамотный учитель уже в 9-м классе должен увидеть, вытянет ребенок экзамен или нет, и планировать другую образовательную траекторию. Не неудачника, а востребованного человека в обществе. Посмотрите на официантов в других странах мира. На них видно клеймо неудачника? Нет. Социально успешный человек - это не обязательно человек, у которого есть «корочки».

Беседовала Елена Половцева

Фото: PHOTOXPRESS

Кстати

* Школьные выпускные экзамены в 2015 г. сдавали 53 тысячи человек.
* В 2015 году почти в два раза больше выпускников московских школ смогли сдать ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов.
* По русскому языку в основной период более десяти тысяч школьников набрали свыше 80 баллов, 5,7 тысячи человек - свыше 90.
* 601 выпускник получил наивысший результат - 100 баллов. В прошлом году стобалльников было 324 человека.
* Не смогли преодолеть минимальный пороговый уровень баллов 54 человека.
* За допущенные нарушения аннулированы работы у 537 участников ЕГЭ.
* В 2016 году учащимся четвертых классов придется писать работы по математике, русскому языку и окружающему миру.
* Количество обязательных предметов для сдачи в 9-м классе возрастет с двух до четырех. До этого обязательными предметами в рамках Государственной итоговой аттестации для учащихся 9-х классов были математика и русский язык. Дополнительные два школьники смогут выбрать по списку, в который входят биология, история, литература, география, физика, химия и другие.
* С 2017 года обучение русскому языку в школах начнется по новой концепции.


Данные по итогам летней пресс-конференции 2015 года руководителя Рособрнадзора Сергея Кравцова и замминистра образования и науки РФ Александра Климова.

Просмотров: 1517
Поделиться
Подписывайтесь на наш канал в Telegram! Чтобы подписаться на канал «Мир Новостей» в Telegram, достаточно пройти по ссылке https://t.me/mirnov с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.


Комментарии (3)

Добавить комментарий

RSS-лента RSS-лента комментариев

Содержание комментариев на опубликованные материалы является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. MIRNOV.RU не несет ответственности за содержание комментариев и оставляет за собой право удаления любого комментария без объяснения причин.

Популярное
Дневная сонливость оказалась признаком опасной болезни
Эксперимент, проведенный учеными из Соединенных Штатов, показал, что люди, которых днем частенько клонит в сон, сильнее подвержены развитию болезни Альцгеймера.
18 февраля 2018
Социологи узнали, сколько россиян готовы проголосовать за Собчак
Социологи из фонда «Общественное мнение» выяснили, сколько россиян готовы отдать свой голос за Ксению Собчак .
19 февраля 2018
Андрей Норкин после драки находится в приподнятом настроении
Известный теле- и радиоведущий Андрей Норкин , после драки в программе телеканала НТВ «Место встречи», как рассказывают его коллеги, находится в приподнятом настроении и готовится к новым эфирам и возможным потасовкам с теми, кто по-хамски ведет себя в студии.
23 февраля 2018
Россияне определили аутсайдера президентских выборов
ВЦИОМ выяснил, к кому из кандидатов в президенты россияне относятся с наибольшей неприязнью.
19 февраля 2018
Пенсии предложили повысить с 1 апреля
Минтруд предлагает с 1 апреля повысить социальные пенсии россиян.
20 февраля 2018
Назван уровень поддержки кандидатов в президенты
Социологи из ВЦИОМ выяснили, сколько россиян поддерживают каждого кандидата в президенты в преддверии выборов.
22 февраля 2018
Загрузка...