Общественные и социальные новости
5053 | 0

Исаак Калина: «Нет проблем - есть задачи повышенной сложности»

Все школы столицы будут своевременно подготовлены к началу нового учебного года, заверили москвичей в мэрии. Что нового за последнее время появилось в системе образования города? Какие задачи стоят перед ее руководством? На вопросы главного редактора «Мира новостей» Николая Кружилина ответил и.о. руководителя Департамента образования Москвы, заслуженный учитель Российской Федерации Исаак Калина.

Исаак Калина: «Нет проблем - есть задачи повышенной сложности»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

- Мне приходилось слышать: «Пришел Калина и перевернул все московское образование, все сделал по-новому». Вы действительно такой заядлый реформатор?

- Относительно формулы «по-новому». Я глубоко убежден, что система образования обязана быть достаточно консервативной. Это в цирке надо каждый сезон обновлять программу, но у нас же не цирк. Все резкие движения в образовании - вещь опасная и вредная, поэтому любой процесс развития должен быть спокойным и естественным. Система образования сохраняет нормальный ресурс консервативности. При этом, как все живое, естественно, обновляется. Самое же главное - чтобы видеть истинные проблемы, преобразования должны удалять причины этих проблем.

- Как получается такой подход применять на практике?

- Давайте вспомним недавнее прошлое и то, что мы имеем сегодня. Что больше всего будоражило общественное мнение? По прежней должности я обязан был мониторить ситуацию во всех регионах, поэтому неплохо знал, что делается и в Москве. Так вот первое, что будоражило, - это первоапрельские костры возле школ. Родители выстраивались в длинные очереди, чтобы записать детей в какую-то одну определенную школу. Сегодня, надеюсь, костры эти уже забыты. Для того чтобы не было этих костров, мы устранили несколько вещей. Первое - это, конечно, неравномерность финансирования образовательных учреждений. Тут можно двояко подходить, утверждать, что лучше финансировались школы, в которые люди стремились записать своих детей. Это будет правильно, с точки зрения директоров таких школ. Но у руководства остальных тысячи с лишним школ было совершенно другое мнение: что да, конечно, люди стремятся в те школы, которые лучше финансируются, а значит, располагают лучшими кадрами и материально-технической базой.

- С чем был связан неравномерный подход к финансированию школ?

- Я бы сказал так: финансирование было «ручное». У гимназий был свой норматив финансирования, у обычных школ - свой. Гимназии получали из расчета 120 тыс. рублей на одного ученика в год, школам доставалось почти вдвое меньше. Поэтому первое, что мы устранили, это перекосы в финансировании. 22 марта 2011 г. было принято постановление Правительства Москвы №86. Оно предписывало провести в городе пилотный проект в 125 школах (потом, если все пройдет удачно, распространить практику на все школы) - перевод образовательных учреждений на личностно ориентированное нормативное финансирование, расчетный норматив был приравнен к 120 тыс. рублей.

- Городу это, по-видимому, обошлось в копеечку.

- Да, мэру пришлось даже привлечь средства резервного фонда. Через год, к 1 сентября 2012 г., не все, но подавляющее число школ перешло на личностно ориентированное финансирование. Одновременно школам было выделено достаточно много компьютерной техники. Если новый порядок финансирования выравнял возможности оплаты труда, а значит, и кадровый ресурс, то компьютеры выравняли материальную базу. Кроме того, Правительство Москвы в 2011-2012 гг. выделило весьма значительные средства на ремонт, благо­устройство школ и их территорий. Опять-таки средства эти пошли не в 100-200 лучших школ, а во все. У нас даже термин такой появился неофициальный - «выравнивание условий». Была также введена система электронной записи первоклассников, родителям предоставили возможность, зарегистрировавшись в той школе, которая закреплена за их домом, выбирать еще из трех школ микрорайона, не закрепленных за домом. А в этом году мы еще усовершенствовали эту процедуру - за домом закрепили несколько ближайших школ. Люди могут теперь выбрать любую из них, и детей обязаны в нее взять.

- В общем, применили современные технологии.

- Именно. Электронный выбор избавил москвичей от необходимости стоять ночью возле школ, штурмовать их, добиваясь, чтобы твоего ребенка записали первым, отталкивать соседа, чтобы его сына или дочь не записали. В результате за два года мы вообще избавились от проблемы записи в первый класс.

- А как обстоит дело с записью в детсады?

- Это была еще одна острейшая проблема. От родителей поступало очень много обращений, жалоб такого содержания: моему ребенку уже пять лет, а он до сих пор не попал в детский сад. Должен сказать, что за эти два года количество детей, которые ходят в детсады, увеличилось в Москве примерно на 120 тысяч.

- За счет чего же?

- Ну, во-первых, спасибо строителям - строят много (цифры можно посмотреть на сайте нашего департамента). Во-вторых, мы посмотрели, где есть свободные места. Оказалось, во многих школах. Были открыты дошкольные отделения при школах. Пришлось провести некоторую подготовку, ремонт сделать, в итоге открыли много новых дошкольных отделений.

- Для пяти-шестилетних?

- В основном да. Но есть и дошкольные отделения для детей с трех лет. Ввели личностно ориентированное финансирование, так же как в школах. Тоже из расчета 120 тыс. руб­лей на одного ребенка (очень высокий показатель, нигде в стране такого финансирования даже близко нет). Коллективы детсадов, которые раньше были заинтересованы в том, чтобы как можно меньше детей к ним в группы ходило - легче работать, зарплата-то от этого не меняется, - вдруг оказались заинтересованы в каждом ребенке. Теперь уже наша задача не давать нарушать санитарные нормы, чтобы не было перебора детей. Сегодня нет детей старше трех лет в Москве, которые бы не были охвачены дошкольными учреждениями. Из этих двух обозначенных мною проблем вытекала третья - постоянные жалобы на поборы в школах и детсадах, в основном при поступлении. Сегодня эта тема, к счастью, ушла.

- Почему?

- Во-первых, компьютеру заплатить взятку за устройство в школу или детсад невозможно. Во-вторых, я очень надеюсь, что москвичи отныне постесняются давать взятку руководителю образовательного учреждения по одной простой причине: сегодня директора солидных школ получают очень солидную зарплату. И это было одно из первых требований мэра, которые он предъявил мне как руководителю департамента образования: директор московской школы должен получать солидную зарплату.

- Что значит «солидную»?

- Зарплата директора привязана к средней зарплате педагогов, она не может быть меньше трехкратной зарплаты педагога. Сегодня московский учитель получает в среднем 64 тыс. рублей, вот и считайте, какова зарплата директора школы. У тех директоров, которые добиваются особенно высоких результатов, есть повышающий коэффициент, зарплата 200 тыс. для наших директоров уже не редкость.

- С вашим приходом связывают еще одно новшество - образовательные комплексы. Отношение к ним, насколько можно судить, разное.

- Идею эту я бы и рад присвоить, но нет, копирайт взять не могу - идея категорически не моя. Это идея, рожденная в недрах московского образования в начале 1990-х. Именно тогда пошли первые разговоры о финансово-хозяйственной самостоятельности образовательных учреждений, о том, что финансирование не должно зависеть от воли чиновников. Тогда-то в Москве и стали появляться первые образовательные комплексы. Все мы, кто занимался образованием, понимали рациональность этого шага. Но потом финансисты сменили правила и финансово-хозяйственная самостоятельность фактически закончилась. Все финансирование стало зависеть от штатного расписания. Если происходило объединение школ, «летели» ставки штатного расписания, за ними вслед снижалось финансирование. Но люди-то все рациональные, вот они и прекратили объединение в большие учреждения. Но те, что были созданы, отлично функционировали, показывали прекрасные результаты. Все понимали, что с точки зрения организации образования это очень хорошо. Но с точки зрения финансирования это было очень опасно - терялись деньги. И только когда Правительство Москвы в 2011 г. приняло решение, что финансирование не должно зависеть от штатного расписания, а лишь от числа учащихся, произошли подвижки.

- Что же, никто школам штатное расписание больше не утверждает?

- Нет. Если вы на 300 своих учеников получаете 40 млн рублей и другой директор тоже, то, объединившись, вы будете получать 80 млн и сами решите, какое у вас будет штатное расписание. Большая школа не содержит двух директоров, двух завхозов, секретарей и т.д., у нее появляется возможность направить дополнительные средства для тех, кто непосредственно работает с детьми. Постановление убрало препятствия на пути объединения школ. Оно, уверен, будет продолжаться. Мне, кстати, не нравится понятие «комплекс» - школа она и есть школа, хоть большая, многокомплексная, многопрофильная, хоть маленькая, однокомплектная.

- Может быть, объединенная школа?

- Да, спасибо, это лучше! В объединенной школе есть чаще всего и дошкольное образование. Воспитатели дошкольных учреждений - работники этого же коллектива. Создается единый педагогический коллектив, у родителей пропадает проблема, как им из детсада перебраться в школу. Кстати, по закону ребенок, который ходит в дошкольное отделение школы, в первый класс переводится автоматически. В этом году уже 7 тыс. таких детей переводом пере­шли. В Москве есть школы, расположенные рядом. В одной учитель физики на полставки, в другой тоже. Часто один и тот же. Здесь плохонький кабинет физики, и здесь тоже. После объединения соседних зданий, как правило, в одном здании оказывается вся начальная школа, в другом - старшая. Одна лаборатория физики, одна - химии, происходит некая специализация помещений, гораздо большая специализация кадров. Ну а всякая специализация - это шаг к качеству.

Исаак Калина в гимназии №1576

- Кстати, о специализации. Школы с углубленным изучением тех или иных предметов планируется сохранить?

- Да. Тот же уникальный химический лицей. Тот же математический лицей №2. Что такое успех ученика в жизни? Это когда ученик, имеющий способности, встречается во времени и пространстве с талантливым учителем, и тогда приходит жизненный успех. Тысячи способных детей, не встретив своего талантливого учителя, так и остались нереализованными. Но какой же самоотверженностью должны обладать родители, чтобы во­зить ребенка через весь город в единственный химический лицей! В каждом районе такой лицей ведь не создашь. Хорошо, когда есть возможность выбора школы. Но этого недостаточно. Выбрать-то я могу, а вот добраться - далеко не всегда. Выбор должен быть в школе. Приходя в свою школу и имея, скажем, математические или литературные способности, я должен знать, что и талантливый учитель для меня здесь найдется, и условия соответствующие. Обес­печить в маленькой школе и условия, и весь спектр талантливых учителей невозможно. В объединенной школе таких возможностей куда больше даже просто по теории вероятности. Это и есть главное преимущество - возможность встречи ученика со способностями и талантливого учителя. По сути, мы сделали простую вещь - заинтересовали педагогический коллектив в каждом ученике. Для этого и внедрили подушевое или, лучше сказать, личностно ориентированное финансирование. Теперь школа финансово заинтересована, чтобы ребенок учился именно в ней, а для этого его надо хорошо учить, иначе родители начнут возмущаться и заберут свое чадо в другую школу, которая тоже ведь в ученике заинтересована. Теперь у педагогического коллектива есть общая задача - повышение качества обучения. Отсюда рождается взаимотребовательность. Если у вас в школе замечательные учителя математики, но при этом ни одного хорошего учителя словесности, а ЕГЭ по русскому является обязательным, то родители скажут: нет, мы знаем школу, где и учителя математики хорошие, и учителя русского. И поведут ребенка туда. В таком случае хорошие учителя математики этой школы потеряют ресурс для увеличения заработка. Теперь хорошие учителя больше не хотят рядом с собой терпеть плохих. Сегодня возрождается термин «педагогический коллектив», подзабытый уже. Школа, чтобы быть успешной, иметь много учеников и хорошее финансирование, должна обладать хорошим, высококвалифицированным педагогическим коллективом. Самое интересное, что администрация школ сегодня ценит не лояльность, а результативность. Даже если хороший учитель капризен, фрондер по натуре, то сегодня директор не сделает то, что сделал бы раньше: он ни за что не уволит такого человека. Сегодня директор готов терпеть. Личные отношения между директором и учителем играют все меньшую роль.

- Существует ли механизм самоочищения школы от плохих учителей?

- Да, с 1 сентября школам отдана аттестация кадров на соответствие должности. Она проводится раз в 5 лет, но директор школы имеет право потребовать провести досрочную аттестацию. Раньше всему коллективу было безразлично, что в школе есть слабое звено, плохого учителя трудно было выгнать. Сегодня не так. Как только человек поймет, что у него конфликт не с директором, а с коллективом, он скорее всего уйдет сам. И это хорошо и для человека, который перестает мучиться, занимаясь не своим делом, и самое, конечно, главное - это хорошо для учеников.

- Насколько я знаю, педагогические кадры сегодня в Москве не проблема.

- Если и есть у кого-то проблема, то это у меня - никого не могу устроить в школу. Люди хотят работать, а я часто не могу помочь с трудо­устройством. Конкуренция за учительское место в Москве сегодня очень высокая.

- Судя по редакционной почте, многих интересует тема школьной формы.

- В половине школ уже и так сложился единый стиль одежды. Много где бываю, вижу своими глазами. А сегодня все поймут, что воспитание культуры быта в подростке надо начинать с культуры одежды. Убедить в этом - тоже образовательная задача. Главное, чтобы не испортили избыточным давлением. Ни директор школы, ни управляющий совет не должны приказывать родителям, какой фасон, какого производителя, в каком магазине им купить. Не надо никуда спешить. Должна вестись просветительская работа, воспитательная, надо объяснять, куда и как одеваться. Когда человек к вам в редакцию устраиваться придет неадекватно одетый - в шортах и сандалиях, - при всем терпимом отношении журналистов к одежде вы ж его наверняка на работу не примете.

- Пожалуй. Скажите, а как со спортом сегодня в школе обстоит дело?

- Меня больше, чем спорт, волнует физкультура. Но как человек, достаточно много и серьезно занимавшийся спортом, я считал и считаю (наверное, методисты со мной не согласятся), что не через физическую культуру приходят в спорт, а через спорт приходят к пониманию физической культуры. Сказать ребенку «делай упражнения», - значит демотивировать его. Между тем у каждого ребенка в крови заложена некая соревновательность, именно она должна стать неким стержнем привития ребенку любви к физкультуре. В объединенных школах появляется возможность создавать специализированные классы. Объем общефизической подготовки огромен, он формирует физическое развитие ребенка независимо от того, в какой секции он занимается. В объединенной школе появляется возможность вывода уроков физкультуры на некую спортивную ориентацию. Какие-то классы занимаются физкультурой, ориентированной на баскетбол, какие-то - на футбол. И через соревновательность человек приходит к пониманию важности физкультуры. Главное, чтобы уроки физкультуры перестали быть занудными, а то заезжаешь в школу, а там в спортзале на скамеечке сидят 10 человек и радостно машут справками об освобождении от занятий. Если есть состязательность, урок превращается в соревнование, в игру. Я разговариваю с ребятами, выясняю, что они после уроков пойдут в спортивную секцию. От физкультуры у них освобождение, а на тренировку идут с радостью.

- Результаты ЕГЭ из года в год как-то меняются?

- Да, хотя не ЕГЭ единым ценен выпускник. Наверное, мы должны радоваться, что результаты наших школьников из года в год улучшаются, и достаточно высокими темпами. В этом году у федералов к нам вообще никаких претензий по проведению ЕГЭ нет. Не было ни одного выхода в интернет во время сдачи экзаменов, потому что мы сами 122 человека удалили только за то, что у них были телефоны. Они ими даже не успели воспользоваться. Критерий мы для себя определили такой: 220 баллов по трем предметам. Это уровень поступления в большинство вузов Москвы. В первый год было 7 тыс. выпускников, набравших больше 220 баллов, в 2012 г. уже 13 тыс., а в 2013 г. - 18,5 тысячи. Однако давайте не забывать, что есть высокомотивированная на образование часть населения, они и без нас будут хорошо учиться, а есть с недостаточной мотивацией. Так вот сейчас они стали учиться гораздо лучше.

- Что произошло?

- Повысилась мотивация педагогических коллективов к достижению высоких результатов, одновременно это индуцирует повышение мотивации у тех, кто обучает и обучается. Хотя задача еще не до конца решенная - часть педагогов по отношению к маломотивированной части детей выписали себе что-то вроде индульгенций. Бывает, беседуешь с директором школы, он начинает жаловаться: «Вы знаете, да у нас такое население в микрорайоне, никому наша наука не нужна». Минуточку! Но ведь это часть педагогической работы - формирование мотивации у детей. Во всех учебниках педагогики написано: 85% результатов зависит от мотивации. Первая педагогическая задача - формирование мотивации у детей. За хорошими результатами мы не хотим терять способности ни одного ребенка.

- Вопрос личного характера. Вы ведь не всегда в чиновниках ходили, имеете богатый опыт работы в школе, учителем математики были.

- Я горжусь тем, что у меня 22 года педагогического стажа. Был учителем, директором школы, потом уже чиновником стал. Любую свою очередную работу рассматриваю как решение задачи. Я очень не люб­лю слово «проблема», считаю, что нет проблем, а есть задачи. Причем, как любой человек, любящий математику, предпочитаю задачи повышенной сложности. Что такое проблема? Это задача повышенной сложности. Интереснее как раз ее решать. Мои подчиненные говорят, что я все совещания провожу как уроки. Как руководитель стараюсь сохранять учительские навыки, а как подчиненный, ученик радуюсь, когда появляется задача повышенной сложности.

- Желаем вам, чтобы решения самых сложных задач всегда находились! Спасибо за интервью!

- Спасибо вам!

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.