В «Стране большого медведя» (так переводится с греческого Арктика) хочет закрепиться все большее число стран, считающих шестую часть планеты крайне перспективной с точки зрения добычи углеводородов и развития торгового судоходства. Борьба за сферы влияния в холодной белоснежной пустыне активно наращивается.
14-15 мая в шведском городе Кируна состоялось восьмое заседание Арктического совета, на котором было подписано Соглашение о предотвращении разливов нефти в Арктике, а также рассмотрены вопросы дальнейшего расширения сотрудничества с различными странами.
В Арктический совет, призванный решать проблемы данного региона, входит «арктическая пятерка» (Россия, Канада, США, Норвегия и Дания), приарктические страны (Исландия, Швеция и Финляндия) и шесть ассоциаций коренных народов Севера. Это, можно сказать, основные «игроки» в Стране большого медведя. Кроме того, в качестве постоянных наблюдателей в совет допущены Великобритания, Германия, Испания, Нидерланды, Польша, Франция и ряд международных организаций. С 15 мая членами арктического клуба в ранге постоянных наблюдателей стали новые «нерегионалы» - Китай, Южная Корея, Италия, Япония, Сингапур, Индия, считающие Арктику достоянием всего человечества, к освоению которого должен быть допущен каждый, кто имеет для этого финансово-экономические и технологические ресурсы. Евросоюзу, также претендовавший на кресло наблюдателя и который активно поддерживали Финляндия, Швеция и Дания, в прошении отказано. Вопрос по ЕС будет решаться после того, как содружество выполнит ряд предложенных Арктическим советом рекомендаций.
«Чем больше членов в клубе, тем сложнее им о чем-то договориться», - считают представители российской делегации. И хотя страны, находящиеся в статусе наблюдателей, не требуют немедленно выделить им по участку на «арктическом Клондайке», вряд ли они не держат подобные планы в голове. Россия, как могла, противилась расширению Арктического совета, справедливо опасаясь, что оно размоет эксклюзивные права «большой восьмерки» на освоение Арктики, однако несмотря ни на что решение о приеме новых членов Советом принято.
- Мы являемся свидетелями уникальной исторической ситуации,— сказал геофизик Рюдигер Гердес из Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера.— Новые территории, открывающиеся в океане, пробуждают новую жадность.
По данным ученых, в открытых морях Северного Ледовитого океана находится 13% общемировых неразведанных запасов нефти и 30% запасов газа. Открытие же Северного морского пути позволит сократить традиционный маршрут доставки грузов из Азии в Европу на 10-14 дней и сотни тысяч долларов. Таяние льдов расширило возможности морской навигации по СМП: если в 2010 году этим маршрутом прошли два судна, в 2012-м — уже 46.
Открывающиеся экономические возможности привлекают в регион развитые и растущие страны. Каждая из них преследует свои интересы. Для Индии это вопрос декларативный, Япония внедряется на Северный полюс через Аляску при посредничестве США, а вот Китай действует, как всегда, самостоятельно и напористо. Поднебесная уже провела пять арктических экспедиций на собственном ледоколе, строит второй и намерена посещать высокие широты не реже двух раз в год. С 2003 г. на Шпицбергене работает китайская станция «Хуанхэ», а Пекин через своего миллиардера Хуана Нубо не оставляет попыток прикупить 300 квадратных километров островной территории Исландии с целью создания своего форпоста на пути из Поднебесной в Европу и обратно.
- Интерес неарктических государств к Арктике растет по мере изменения ее геополитического положения, - говорит доктор исторических наук, профессор кафедры Европейской интеграции МГИМО Лев Воронков. – Государства, претендующие на участие в процессах принятия решений по ключевым проблемам Арктики, официально не ставят под сомнение юрисдикцию прибрежных арктических государств. К тому же в зонах национальной юрисдикции не может быть других независимых актеров, что соответствует нормам международного права. Другое дело, что ряд государств хотели бы быть причастными к тому, как обсуждаются проблемы Арктики, что там творится и так далее. Страны-члены «арктической пятерки» считают нынешний формат деятельности совета оптимальным, а существующую международно-правовую базу достаточной для решения любых спорных вопросов.
Несмотря на то, что права и полномочия стран-наблюдателей ограничены (они могут лишь присутствовать на мероприятиях совета, не влияя на его решения, вправе вносить научный, финансовый и идейный вклад в деятельность рабочих групп), у многих весьма далеких от Северного полюса стран, по мере ухода льда, который делает потенциальные углеродные и минеральные ресурсы Арктики более доступными, со временем может возникнуть желание получить доступ к «арктическому пирогу»...
Елена Хакимова,
фото - FOTOBANK
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ "МН"
Владимир Чуков, президент экспедиционного центра «Арктика», действительный член Русского географического общества:
- Логика в том, что Россия противится принятию наблюдателей в арктический клуб, очевидна. Мы имеем более 10 тысяч километров арктических территорий и не можем мириться с тем, что вместе с нами на равных правах в решении региональных вопросов будут участвовать страны, которые находятся очень не близко к Арктике. Рано или поздно они начнут отхватывать себе все новые и новее полномочия, поскольку Арктика весьма заманчивая зона для коммерческого освоения. Надо быть реалистами и понимать, что сегодня не существует безопасных технологий добычи углеводородов. Рано или поздно будут случаться аварии, и первыми примут на себя экологические удары арктические и приарктические страны, а вовсе не Китай или Италия. Непонятна позиция Исландии, лоббировавшей интересы Китая, ведь, случись нештатная ситуация на шельфе, вся гадость потечет в сторону «ледяной страны». Сейчас у берегов Исландии плавают пластиковые бутылки, а будет плавать нефть. Я уверен: если бы государства вложили разработки альтернативных источников энергии средства, которые они потратили на освоение и закрепление арктических позиций, сегодня никто бы и не думал делить шкуру неубитого медведя.