Столичное правительство объявило о новой реконструкции центральных улиц Москвы - тех самых, что уже пережили благоустройство в прошлом году.
На этот раз здесь решено организовать новую сеть велодорожек. Несмотря на то что все эксперты в один голос заявили о бесполезности этого новшества, из бюджета будут выделены сотни миллионов рублей.
Баталии о строительстве велодорожек длятся с 2014 года. Руководители самых разных уровней с упоением рассказывали о том, как европейцы каждое утро садятся на велосипеды и едут на них на работу и обратно.
Независимые эксперты по транспорту от этих слов хватались за голову: огромный мегаполис с бешеным автотрафиком никак нельзя сравнивать с тихими западными городками, где среднестатистический житель добирается до места службы в среднем за 15 минут.
Между тем обустройство полос для двухколесного транспорта началось во всех округах. Официальные отчеты говорят, что сегодня в Москве проложено 200 километров выделенки. В 2015 году первые велодорожки были торжественно презентованы на Бульварном кольце, но даже сами велосипедисты очень скоро о них дружно забыли. Ездить по выделенным участкам дорог в ближайшем соседстве с проносящимися автомобилями было, мягко говоря, небезопасно.
Председатель Союза пешеходов Владимир Соколов заявил, что если велосипедисты рискуют оказаться под колесами машин, то пешеходы могут пострадать от велосипедов.
«Устройство велодорожек на оживленных центральных улицах создает опасность для пешеходов. Велосипедисты ездят со скоростью 15 км/ч, дорожки никак не огорожены. Встречные велопотоки разделены тонкой линией, велосипедисты уклоняются от столкновения и занимают территорию пешеходов. Лучше развивать велодвижение в парках и на набережных», - считает Соколов.
«Эти зоны устроены вне всяких правил дорожного движения. Они совмещаются с парковкой, но знаки, разрешающие парковку, предписывают ставить машину вплотную к бордюру, а там велодорожка. Чем руководствовались проектировщики? Не урегулирован вопрос с общественным транспортом: неясно, что должен делать велосипедист, когда подъезжают трамвай или маршрутка. Все эти моменты делают велополосы бессмысленными, а для автомобилистов это приводит к сокращению числа парковочных мест в центре Москвы более чем в два раза», - заявил координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов.
МЕЖДУ ТЕМ По данным РБК, отремонтированные в 2015 году улицы вновь перекопают, так как проведенные работы «не учитывали интересов департамента информационных технологий». Проложат 40 км кабельных коллекторов, которые не сделали в позапрошлом году. После этого траншеи засыпят, а территорию благоустроят. Также обновят плитку на тротуарах, бордюры и газоны. Работы обойдутся в 2,6 миллиарда рублей. |
Журналисты «Мира Новостей» потратили немало времени, чтобы самим выяснить эффективность новшества. Было даже организовано дежурство на Чистопрудном бульваре - мы хотели подсчитать, сколько велосипедистов воспользуется выделенной полосой.
Только через полчаса на ней объявились два подростка на скейтбордах. Мальчишки без всякого энтузиазма проехали от метро до Архангельского переулка и свернули на бульвар. Еще минут через двадцать вдали появился силуэт первого настоящего велосипедиста. Девушка на старенькой «Юности» стала вторым и последним за целый час гостем дорожки.
Зато рядом, на бульваре, велосипедисты шныряли один за другим, лавировали среди деревьев, останавливались перед выставкой фотографий и съезжали в уютные переулки. Места хватало всем, о предложенной властями новинке никто и не вспоминал.
В самом начале велосипедной эпопеи чиновники заявили, что речь идет всего лишь об эксперименте и если он выйдет неудачным, то немедленно закончится. В начале нынешнего года стало ясно, что это не так: несмотря на явный провал затеи, обустройство дорожек будет продолжено.
В прошлом году на программу «Моя улица», в рамках которой проложили выделенку для двухколесного транспорта, потратили 45 миллиардов рублей. Теперь речь идет о нескольких сотнях миллионов. Только на проектирование новых велополос выделят почти 10 миллионов рублей.
Они появятся на 23 улицах в центре города. В этом списке Кремлевская набережная, Моховая улица, Большая Якиманка, Новый Арбат, Садовое кольцо от Арбата до Долгоруковской улицы, Петровка и частично Таганская, то есть обустройство пройдет там, где прошлогодняя реконструкция уже закончилась. На 41 перекрестке установят 312 велосипедных светофоров, которые могут быть светодиодными. Рядом с велотрассами планируется обустроить 47 нерегулируемых пешеходных переходов.
«Оборудование одного километра дорожки стоит несколько миллионов рублей, один велосипедный светофор - не менее 1 миллиона рублей. Если бы велодорожки прокладывались еще в прошлом году, когда проходило благоустройство улиц, то, возможно, работы обошлись бы дешевле хотя бы потому, что стоимость материалов и оборудования за год выросла», - сказала куратор проекта Probok.net Диана Хакимова.
Между тем москвичи провели конкурс самых нелепых столичных инициатив, где велосипедная перестройка только что отремонтированных улиц заняла почетное 2-е место, уступив только ноябрьскому решению столичных чиновников повесить в каждом подъезде по телевизору. Этот проект будет стоить 2,5 миллиарда рублей, поэтому дорожкам тягаться с ним пока не по силам.
Наталья Пуртова
FOTODOM.RU