Город
5385 | 0

Колесо раздора

Гигантские колеса обозрения - это какая-то новая эпидемия.

Колесо раздора
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Их строят везде: в Ярославле, Новосибирске, Иркутске и других крупных городах России. Буквально на днях стало известно, что в центре Питера собираются воткнуть такую дуру высотой 180 метров. В Москве скромнее - всего-то 140 метров. Зачем жителям городов такое счастье, непонятно. Да их никто и не спрашивает.

Точкой отсчета в этой истории стоит считать февраль 2016 года, когда демонтировали колесо обозрения имени 850-летия Москвы. Оно, в принципе, довольно удачно вписывалось в архитектурный ансамбль ВДНХ. Но было намного скромнее по размерам, по сегодняшним меркам - карликовое, всего 73 метра. Видимо, это его и сгубило. Нынешние городские власти любят все большое.

ВЫШЕ РАДУГИ

Изначально на его смену планировалось построить самое большое колесо в мире высотой 220 метров, но потом ему сделали обрезание до 140. Всего-навсего на пять метров выше легендарного лондонского колеса обозрения London Eye. Немного, конечно, но сам факт должен греть душу.

Предполагается, что колесо будет оборудовано 30 закрытыми кабинами. «В одну кабинку запросто поместятся 20 человек, и тесно никому не будет», - обещают строители. Один полный оборот будет занимать 25 минут.

По словам члена совета директоров, инвестора-застройщика ГК «Регионы» Амирана Муцоева (миллиардер, депутат-единоросс), колесо привлечет дополнительно 1,5 млн туристов. Предварительный бюджет проекта - 12 млрд руб. В комплекс войдут кинотеатр-мультиплекс, рестораны и кафе. Куда уж без них - надо же олигархам отбивать свои деньги. Инвестиции не стоит путать с благотворительностью.

Построить колесо обещали к осени 2018 года, но, видимо, не успеют. Хотя уже готова площадка под его строительство, и развешаны красочные информационные плакаты. Только вот сам проект застрял где-то в недрах сложного механизма согласования между заинтересованными инстанциями. Кроме официальных рекламных сообщений об этом проекте мало что известно. Но и этих сведений достаточно, чтобы к проекту возникли серьезные вопросы.

Первыми забили тревогу местные жители. И неудивительно: большей частью туристы и гости города будут глазеть не на виды столицы, а на балконы и окна их домов. Предполагается, что колесо будет вертеться у них буквально на головах - в пятидесяти метрах от жилого дома. Создатель колеса обозрения имени 850-летия Москвы, заслуженный конструктор России Владимир Гнездилов считает, что строительство нового колеса обозрения рядом с жилыми домами недопустимо.

- Москвичи вправе иметь колесо обозрения, но не такой ценой. Печально и то, что делать его будут иностранные фирмы, хотя и сами в состоянии это сделать. Но, видимо, проблема в том, что отечественные строители, о поддержке которых так много говорят, строят слишком дешево, - с горькой иронией говорит Владимир Гнездилов.

* На фото – проект нового колеса,

которое будет выше знаменитого London Eye

АТТРАКЦИОН НА ПОДЗЕМНЫХ ИСТОЧНИКАХ

Вызывают беспокойство техногенные риски при строительстве сложного объекта на неустойчивых грунтах, вопросы безопасности, шумовые и световые эффекты. Реализация проекта усложнит и без того непростую дорожно-транспортную ситуацию в районе, поскольку движение транспорта возможно только через узкие дворовые проезды и улицы. Кстати, возникают вопросы и по доступу пожарных машин и прочей спецтехники.

Что касается мирового опыта, то нигде в мире подобные «диснейленды» не строятся в охранных зонах объектов культурного наследия. И уж тем более нет прецедентов их строительства в плотной многоэтажной жилой застройке.

- Если верить рекламе, это колесо - просто инженерное чудо, - рассказал «МН» глава муниципального округа Останкино Сергей Цукасов. - Никакой вибрации, никакой опасности, несмотря на то что возводится прямо на подземных источниках. На наш взгляд, место для строительства выбрано крайне неудачно. Было бы логично рассмотреть более адекватные площадки для его размещения. В Москве есть подходящие места, например Нагатинская пойма. Но наше мнение никого не волнует.

Сейчас нет никаких проектных документов, а строительство уже практически началось. Предполагаемое место под колесо расчищено, и на нем уже проводятся подготовительные работы. Без общественных слушаний. Хотя это вопрос даже не отдельного муниципального округа, а всех москвичей и даже гостей столицы. Мы пишем тонны бумаг во всевозможные инстанции, но пока без толку.

Кроме практических вопросов к этому проекту есть и эстетические. Органично вписать высотный аттракцион в культурно-исторический ландшафт ВДНХ - задача нетривиальная, и есть большие сомнения, что архитекторам это удастся.

- Предыдущее колесо обозрения было скромнее, но обзор с него был хороший, и само оно было заметно, - рассказывает «МН» координатор общественного движения «Архнадзор» Ирина Трубецкая. - Можно себе представить, что будет, когда появится колесо в два раза больше прежнего?

ДИСНЕЙЛЕНДОВ МНОГО, ВДНХ - ОДНА

Есть еще один аспект этой проблемы - это культурно-исторический. И здесь начинается самое грустное. Охранное законодательство у нас в стране достаточно жесткое, беда в том, что оно как-то избирательно исполняется.

- Само колесо будет находиться за территорией памятника культурного наследия ВДНХ, - рассказывает Ирина Трубецкая. - Но это фактически ничего не меняет. Дело в том, что оно в любом случае расположено в зонах охраны. Их не просто так придумали. Зона регулирования застройки предназначена для того, чтобы объекты не терялись и имели узнаваемый исторический вид, поэтому есть ограничения, в частности по высотности зданий и сооружений. Мы хотели получить обоснование и анализ этого объекта, но это от нас тщательно скрывают.

Колесо обозрения - это лишь часть проблемы. Если колесо и торгово-развлекательный комплекс предполагается строить в зонах охраны, то сам парк аттракционов будет расположен уже на территории ВДНХ. По закону на ее территории возможны только реставрация или воссоздание утраченного, а никак не новое строительство. Но...

Сам по себе парк аттракционов на ВДНХ - это не безобидные детские паровозики и качели. Это, например, аттракцион «Бабочка», правда, «бабочка-переросток» высотой в 72 метра. Или канатная дорога, которая раскинется над историческими павильонами на высоте 36 метров.

- Когда на сайте Министерства культуры была опубликована экспертиза по реконструкции ВДНХ, то заключение было крайне комплиментарным, - говорит Ирина Трубецкая. - Вывод: все замечательно, все соответствует законодательству. Замечаний к этой экспертизе только у меня было на четыре страницы. Но наши комментарии не приняли во внимание. Вообще, глядя на то, что там происходит, пришла к мнению, что проект был создан из соображений объема строительства, а не с точки зрения сохранения уникального наследия. Диснейленды есть во многих странах мира, а ВДНХ - одна, с ее непередаваемым духом советского ретро, колоритом эпохи.

Вячеслав Степовой.

YOUTUBE.COM

РИА НОВОСТИ/А. Стенин

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.