Подмосковные читатели рискуют в ближайшее время полностью остаться без любимой свежей прессы, а производители печатной продукции могут лишиться практически всей читательской аудитории, что означает, по сути, смерть прессы в Московской области. Кто же и за что хочет ее убить?
Основу для столь плачевного прогноза создает инициатива региональных властей, предусматривающая полный демонтаж нестационарных объектов торговли. То есть – снос «под корень» практически всех ларьков, киосков, павильонов - в том числе газетных, что вступает в явное противоречие с поручениями президента 2019 года о развитии сети киосков печатной продукции и нормами от федерального Правительства о минимальной обеспеченности населения точками продажи периодической печатной продукции…
Согласно сведениям, полученным от представителей подмосковного делового сообщества, распоряжение о сносе газетных киосков носит якобы рекомендательный характер, четкая нормативно-правовая база для него пока не созрела. Однако в ряде городских округов Подмосковья деструктивный процесс уже пошел – к искреннему огорчению предпринимателей и значительного числа местных жителей. Как известно, ломать – не строить. Ностальгически уютные островки продажи бумажных газет, похоже, должны исчезнуть, сменившись пустотой. Кроме прочего, в перспективе маячит угроза потери работы тысячами тех, кто задействован в цепи поставок свежей прессы жителям региона. Без заработка могут остаться киоскеры, доставщики, логисты...
ПЕЧАТНОЕ «ОКОШКО В БОЛЬШОЙ МИР» ЗАКРЫВАЕТСЯ
Многие предприниматели озадачены и подавлены перспективой расстаться со своим бизнесом. Обосновать странную затею чиновников ревностной заботой о благополучии граждан крайне трудно. О каком благополучии речь, если у людей силой отнимают то, что для них важно, полезно, удобно, приятно?.. Муниципальные власти с рвением, присущим мракобесам, лишают сотни тысяч людей того, что много лет дорого их сердцам.
Откровенное недоумение вызывает именно тот факт, что в опалу попали не только продовольственные ларьки, порой реально не отвечающие даже минимальным гигиеническим нормам и торгующие сомнительной в санитарном аспекте шаурмой или чебуреками. Печально, что теперь страдает любимая народом, всесторонне полезная «печать», особо ценимая людьми старшего поколения. Ведь для многих наших соотечественников серебряного возраста, не успевших стать активными пользователями Интернета, пестрые страницы свежих газет и журналов, активно скупаемых ими в ближайших к дому киосках, служат настоящим «окошком в большой мир»… А крупные яркие клеточки любимых кроссвордов, купленных там же, радуют пожилых людей возможностью поупражнять память и эрудицию, заодно узнав что-то интересное. Так зачем сносить газетные киоски?..
Что касается эстетического фактора: это понятие слишком субъективно. И уж коль на то пошло, если какие-то киоски не вписываются в стандарт дизайна улицы и реально портят вид, то почему бы просто не обязать владельцев привести их к соответствию запросам местной администрации (подлатать, покрасить) и разрешить продолжать спокойно торговать?.. Однако неравнодушным общественникам удалось установить, что сносят в том числе и абсолютно эстетичные, аккуратные, соответствующие всем современным требованиям торговые точки, реализующие продажу газет. В общем, ситуация огорчительная и непонятная…
ПЕРЕБРОС ИНТЕРЕСОВ В СУПЕРМАРКЕТЫ?
Возможно, инициаторами тотального освобождения улиц от киосков сделан расчет на «переброс» печатной продукции в залы крупных торговых центров, до которых не всем удобно добираться. Наибольшее число читателей печатных изданий имеют возрастные проблемы со здоровьем, снижающие их мобильность. Не все готовы совершать длительные походы в поисках полюбившейся газеты или журнала. В свою очередь, киоск со свежей прессой в шаговой доступности для возрастных (особенно – одиноких) людей, привыкших знакомиться с мировыми новостями «по старинке», служит чем-то вроде настоящей «аптеки» для души. Так зачем же так жестоко лишать земляков того, что дарит им пользу и радость?
*На сегодня в Подмосковье проживают 1676608 людей старшей возрастной категории (старше 60 лет) и 107672 - в возрасте старше 80 лет.
Потребителями бумажной печатной продукции являются сотни тысяч жителей региона.
«СНОСИТЕ ПО-ХОРОШЕМУ»
Именно так, по словам опрошенных журналистами предпринимателей (чей бизнес связан с торговлей газетами и журналами), можно охарактеризовать адресованный им чиновниками посыл. Некоторые заявления почти шокируют. Так, соучредитель ООО «Газетта» Денис Мальцев, в чьем ведении находятся около 250 торговых павильонов, торгующих газетами в разных населенных пунктах, сообщил журналистам, что представителям его компании чиновные персоны предлагали подписать дополнительное соглашение о добровольном сносе павильонов и «мирно расстаться». При этом никаких компенсационных мер власти им не предложили.
«Никаких правоустанавливающих документов, приказов нам не показывали. Просто на словах просили уйти. Потом начали присылать документы… Причем видно, что работа началась системная: по всем городским и муниципальным округам практически в одно и то же время», - с горечью говорит предприниматель.
ПРИЧИН МНОГО – НЕ ОСНОВАТЕЛЬНА НИ ОДНА
Возмущает то, что администрации разных округов, по словам бизнесменов, изыскивают самые разные поводы для сноса павильонов. Одним «вменяют» якобы неправильное подключение к электросетям (которое, что любопытно, было одобрено той же администрацией в прежние годы), других критикуют за то, что их павильон вдруг начал кому-то «закрывать вид на город», третьим предпринимателям власти просто отказываются продлевать договор аренды, даже не удосужившись изобрести достаточное основание для придирок.
Впрочем, в беседах с некоторыми местными бизнесменами чиновники обосновали свою рекомендацию снести киоски неким «нормативным документом губернатора Московской области от прошлого года», но сам текст документа не предъявили.
«Добровольно-принудительный» демонтаж павильонов организован в Ступине, Шатуре, Истре, Луховицах, Волоколамске, Дмитрове… Кто следующий?
«А НЕ ТО БУДУТ НЕПРИЯТНОСТИ!»
Возмутительный инцидент – в ряду серии подобных – случился в бывшем военном городке Клин-5, ныне являющемся одним из микрорайонов города Клина. Местное население в преобладающем большинстве состоит из людей старшего возраста, значительное число которых – военные пенсионеры.
Итак, откровенно наплевав на возмущенные возгласы и уговоры людей, умоляющих сохранить то, что для них дорого, местная власть беспардонно лишила их единственного киоска, торговавшего любимыми свежими газетами (с публикациями любимых авторов) и другой полезной продукцией – детскими книжками, раскрасками, недорогими игрушками. Несколько лет ежедневно поутру жители округи собирались у киоска, с радостным нетерпением ожидая привоза заветной свежей прессы. Многие из них именно здесь, у окошка доброго киоска, познакомились друг с другом, став приятелями. Теперь этого киоска нет, а ближайший – за несколько километров отсюда... За пару дней до того, как «вырвать с корнем» эту простую людскую радость, напыщенное «трио самодуров» из местной администрации явилось сюда с деловым видом и замашками рэкетиров. Потрясая бумажками с печатями перед лицом киоскера – пожилой женщины Веры Степановны, визитеры потребовали от нее немедленно собрать продукцию и очистить торговый объект, приготовив его к срочному сносу. Когда ошеломленная женщина попыталась отстоять позиции, чиновники пригрозили ей неприятностями - в случае, если та не подчинится их требованию... На защиту Веры Степановны и киоска со свежей прессой поспешили постоянные покупатели, но упоенные жаждой разрушения властные персоны их не услышали…
Этот пример – лишь один из многих подобных. Искренне больно от того, что власти стали глухи к голосу народа - который, согласно древнему латинскому афоризму, есть «глас божий»… Из этого вытекает и другой древний афористический вопрос: кому же это выгодно? И если есть некая объективная необходимость в таких преобразованиях, то почему их нужно вершить непременно путем причинения неудобства и огорчения сотням тысяч простых людей?
СТОЛИЧНЫЙ ОПЫТ БЫЛ БЫ ПОЛЕЗЕН
Стоит отметить, что ранее практика сноса нестационарных торговых точек, не отвечающим принципам стилевого единообразия или санитарным нормам, имела место и в Москве. Однако – дело было «так, да не совсем», ибо тогда столичными властями была основана «Мосгорпечать», установившая единообразные конструкции павильонов, которые были арендованы у этой компании предпринимателями, торгующими печатными изданиями. И если аналогичное решение будет принято властями подмосковного региона, то оно наверняка будет встречено с пониманием и одобрением деловым сообществом области. Но пока, к сожалению для всех, кто озабочен судьбой родной «печати», конструктивной альтернативы в регионе нет.
Недавно инициативной группой представителей местного газетного бизнеса была организована встреча с сотрудниками администрации Московской области, где они надеялись получить все разъяснения и уточнения по данному вопросу. Но в ходе встречи обоюдно приемлемое решение так и не было найдено. Увы, тотальный снос газетных киосков по всему Подмосковью продолжается с фанатическим рвением. Поражает патологическое упорство местных чиновников, действующих вопреки здравому смыслу, человеколюбию и паче того – ставят под угрозу социальную и финансовую стабильности региона: ведь налоги от газетного бизнеса долго и исправно пополняют местный бюджет.
Мы в первую очередь боремся с незаконной миграцией, неуплатой налогов, несоблюдением санитарных норм и несоответствующим внешним обликом» - такую позицию выразил в одном из своих выступлений губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Цели, как видим, вполне благородны и основательны. Так почему же «набросились» именно на газетные киоски, если явно не они служат источником объективных проблем, требующих срочного и радикального решения?
«У нас есть план, и видим, что его можно и нужно увеличивать. Изначально в этом году планировали демонтировать около 2,5 тысячи НТО, но стало понятно, что есть ресурс для увеличения планового показателя до 3,6 тысячи… Сейчас в регионе - почти 23,9 тысячи нестационарных торговых точек, из них около 8,5 тысячи находятся на государственной земле и более 15,3 тысяч – на частной. К 2027 году их останется около 11 тысяч», - так гласит информация, опубликованная на сайте губернатора Московской области. При этом источник свидетельствует о том, что предоставлять услуги в формате НТО на территории Подмосковья будут две сетевых структуры – «Теремок» и «Вкусно и точка».
ПЛАН – «КРОВЬ ИЗ НОСУ»!
Появляется стойкое ощущение, что «услужливые» чиновники на местах, дабы угодить региональному начальству, откровенно бездумно и тупо следуя цифре плана, решили любым способом достигнуть заветного показателя – пусть им и придется расшибить лбы о закономерное народное недовольство… В духе персонажей советской сатиры, муниципальные власть имущие усвоили команду: чем больше (киосков) снесем – тем лучше! А значит - крушить без разбора!
«А те, кому надо информацию получать – пусть в смартфоне ищут, КАК ВСЕ НОРМАЛЬНЫЕ», - таков уродливый аргумент «ревнителей технического прогресса», рьяно выметающих с улиц подмосковных городов «свежую печать». Да в этом ли - прогресс, господа?..
«Какой киоск проще убрать – тот и убирают. В одном городе даже надавили на собственника – физическое лицо – чтобы он нам запретил стоять на его земле, хотя более 10 лет сотрудничали прекрасно», - сообщил в одном из публичных выступлений директор ООО «Газетта» Алексей Ефимов. По убеждению бизнесмена, это явно систематическая работа.
Согласно источникам, по итогам кампании по сносу НТО в Подмосковье должно остаться всего 200 газетных киосков. По словам представителей деловой среды, во время их встречи с заместителем министра сельского хозяйства и продовольствия Сергеем Огановым, предпринимателям все-таки разрешено будет поставить в регионе до 100 новых павильонов (не ларьков). Но – с одним своеобразным условием…
ПЕЧАТНОЕ СЛОВО – ВПРИКУСКУ С ХЛЕБОМ?
Некая альтернатива предлагается – в виде возведения единообразных павильонов, которым настоятельно рекомендовано совмещать торговлю печатной продукцией непременно с хлебобулочными изделиями, притом – конкретных производителей. Не странно ли?.. Региональные чиновники огорошили бизнесменов тем, что в регионе, оказывается… проблемы с продажей хлеба. А вы догадывались об этом?
«В 2025-2026 годах в регионе появятся порядка 100 павильонов в едином стиле, где в одном месте будут продаваться газеты, кофе и хлеб», - гласит текст одной из публикаций пресс-службы правительства Московской области.
В житейском аспекте - оно бы и ладно, хлеб – продукт насущный. Кофе (кстати, а почему не чай?), конечно, тоже никому не помешает. Но только вот загвоздка: стоимость такого «правильного», по меркам региональных властей, павильона составляет около 3 миллионов рублей, что по карману будет явно не всем.
Пока же местные бизнесмены планируют в судебном порядке продолжат бороться за право на жизнь любимой народом свежей прессы. Надеемся, что сотни тысяч читателей их поддержат.
Елена Мороз.
Фото: АГН «Москва»