Минувшим летом с Болотной набережной Москвы исчезла скандально известная скульптура «Большая глина №4».

Не один год она вызывала у москвичей и гостей столицы кривые ухмылки: «Что это за груда г…на?» Она и впрямь выглядела как 12-метровая куча экскрементов. За такие художества я бы автору руку не пожала. Но, оказывается, убрать арт-объект, который явно портит городской пейзаж, - не такая простая задача. Особенно если он стоит на земле конкретного собственника.
«Большую глину №4» создал швейцарский художник Урс Фишер. Сама идея была красивая. «Запечатленный в громадном размере обычный рабочий материал скульптора в самом начале обретения задуманной формы, - так объясняли смысл монумента организаторы установки данного «шедевра». - Скульптура еще не завершена, она еще не нашла себя, она может превратиться и в Давида, и во что-то другое». Министр культуры Ольга Любимова деликатно заявляла, что именно такие работы и могут породить дискуссии о природе творчества.
Но дискуссии не получилось. Приговор зрителей был окончательный и обжалованию не подлежал: г... - оно и есть г… Особенно раздражал контраст: с одной стороны - монументальная сталинская архитектура, купола храма Христа Спасителя, с другой - эта странная серая глыба.
Скульптуру вроде бы хотят установить в подмосковном Чехове (боже, им-то за что?). Но местные власти эту информацию пока не подтвердили.
ПОЭТУ-МУТАНТУ ПОСВЯЩАЕТСЯ…
Памятник Сергею Есенину, установленный во дворе его музея в Москве в 2020 году, стал настоящей сенсацией. Автор Григорий Потоцкий увидел классика… крабом или гигантским насекомым. Есенин как-то странно висел в воздухе, запрокинув голову в небо, и опирался при этом на конструкцию, отдаленно напоминающую ласты. Что только не писали об этом в соцсетях! Есенина называли то мутантом, то демоном, а кто-то решил, что вдребезги пьяный поэт упал со скамейки.
На самом деле, как объяснил скульптор, это не ласты — это крылья! А сам Есенин - ангел, который не смог взлететь. Или взлетел, а потом упал. И если толстокожие москвичи не поняли столь тонкой аллюзии, то художник не виноват. «Они хотят красивого Есенина, хотят златокудрого. Хотят того, к которому привыкли. А увидеть боль, увидеть правду они не готовы», - адресовал Потоцкий свой упрек недалеким ценителям прекрасного.
Москвичи парировали: «Если требуется объяснять свое художество людям, чтобы поняли, то нужно держать эти творения у себя в мастерской».
Зато руководство музея было довольно. «Люди приходят, фотографируют, у нас ажиотаж. Даже те, кто у нас много раз был в музее, возвращаются во дворик, чтобы сфотографировать. Много, конечно, в интернете отрицательных отзывов, но вот те, кто находит время дойти, посмотреть своими глазами, они уходят в большинстве с положительными отзывами. Говорят интересные слова о новом видении скульптуры, которая показывает нам другого Есенина, неизбитый образ», - порадовалась ажиотажу заведующая экспозиционно-выставочным отделом музея Александра Шетракова.
Впрочем, через месяц скульптуру убрали. И, как заверили в дирекции музея, не из-за возмущенных откликов. А потому что закончился договор с автором.
ВОТ И СКАЗОЧКЕ КОНЕЦ. ЦЕРЕТЕЛИ – МОЛОДЕЦ!
Но всех, конечно, переплюнул Зураб Церетели. Его монументальные работы довели народ до истерики. Сначала - гигантская фигура Петра I, которая появилась в 1997 году на искусственном острове у слияния Москвы-реки и Обводного канала. Потом - вызывающее нервную дрожь «Древо сказок».
Когда возвели Петра, зрители замерли в недоумении. Император в римских доспехах, корабль смотрится лодочкой… Вскоре выяснилось, что Петр — это переделанный Христофор Колумб. Когда-то фигуру знаменитого путешественника Церетели заказали мексиканцы. Но когда гости из Латинской Америки увидели, что в итоге получилось, молча сбежали из Москвы. С железным монстром надо было что-то делать. В итоге Церетели отпилил голову Колумба и приварил голову Петра.
«История сама расставит все по местам. Вспомните, сколько выдающихся людей - художников, писателей - опозорились, когда критиковали Эйфелеву башню. Теперь, когда ее считают символом Парижа и признали уникальным монументом, о тех, кто ее ругал, вспоминают с усмешкой», - говорил оппонентам скульптор. Тогдашний вице-мэр Владимир Ресин грозился сослать императора в его любимый Санкт-Петербург. Но тут возмутились жители Питера: им было достаточно и Петра работы Михаила Шемякина - с двухметровым туловищем и крошечной, словно у клопа, головой. И Петр Христофорович, как его именуют москвичи, стоит пока на своем острове.
А вот 16-метровое «Древо сказок», которое Зураб Церетели установил в Московском зоопарке, москвичам все-таки удалось победить. Правда, на это ушло 15 лет. Скульптура по задумке автора должна была представлять дерево, в ветвях которого «гнездились» Жар-птица, Русалка, Царевна лягушка, семь богатырей и многие другие герои русских сказок. Однако непонятно, откуда там взялись львы, слоны, крокодилы и бегемоты. Понять, где кто находился, было вообще очень трудно. Из Русалки торчал хвост крокодила, дядька Черномор зачем-то протыкает копьем Жар-птицу, на которой верхом сидит кот ученый…
В 2013 году тогдашний директор зоопарка Наталья Колобова заявила, что мечтает убрать этот ужас с территории. Но в 2016 году она покинула свою должность. Менялось руководство, зоопарк переживал одну реконструкцию за другой, а монумент все стоял, пока в 2022 году «Древо сказок» не демонтировали, освобождая и без того стесненное пространство знаменитого зверинца. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Столичные власти не раз заявляли, что для установки памятника или арт-объекта необходимо пройти множество комиссий и согласований. Но когда разгорелся скандал вокруг «Большой глины», первая замглавы Комитета Госдумы по искусству Елена Драпеко развела руками: чиновники ничего не могут сделать! Собственник территории имеет право устанавливать памятник на свой вкус. А на вкус и цвет, как известно, товарищей нет.
Кураторы общественного пространства ГЭС-2, где стояла «Глина», написали в соцсетях, что на это место готовится другая композиция. «Смена объекта — это часть запланированной ротации произведений искусства в городской среде и развитии территории», - официально объявили они.
Что это будет, пока не сообщается. Но, говорят, у автора «Большой глины №4» есть еще одно грандиозное произведение: унитаз, наполненный фруктами…
Наталья Владимирова
Агентство «Москва»/С. Киселев,
Агентство «Москва»/С. Сандурская,
Агентство «Москва»/В. Кузьмиченок,
CREATIVE COMMONS.