Деда Мороза и Снегурочку ждут не только дети, но и взрослые, которые в глубине души все-таки надеются, что на этот раз добрый волшебник исполнит и их желания. Ну или хотя бы развеселит.
Кто эти люди, что прячутся за накладными бородами и искусственными косами? Как им работается тогда, когда все отдыхают?
На одном из сайтов по организации праздников в Москве за неделю зарегистрировались 174 Деда Мороза и 86 Снегурочек. Здесь же дали объявления 36 фокусников, 8 пар гимнастов и несколько сотен артистов оригинального жанра, которые не смогли абсолютно точно описать, чем именно они собираются порадовать заказчика.
БОРОДА ИЗ СКОЧА
Татьяна Спивакова рассматривает эти объявления с точки зрения профессионала. Она сама почти восемь лет трудилась в специализированной фирме Снегурочкой, Снеговиком, волшебным Кроликом и добрым Гномом - в зависимости от заказанной программы. Теперь же открыла свое агентство, и появилась новая проблема - найти подходящего Деда Мороза очень нелегко.
«Он должен иметь театральное или педагогическое образование, чтобы уметь найти подход к каждому ребенку и выкрутиться из любой непредвиденной ситуации. На роль главного волшебника не подойдет щупленький студент, каким бы талантливым он ни был. Настоящий Дед Мороз - это статный мужчина с хорошо поставленным голосом», - говорит Татьяна.
«Как-то нарвались на совсем молоденького Деда Мороза. Пришел и сразу сел на стул: мол, давайте пляшите и показывайте, что умеете. А дети мне шепчут: «Почему он в джинсах?» Они торчали из нелепо коротенького халата. Пришлось выкручиваться, что это современный Дед Мороз, не в панталонах же ему зимой ходить», - рассказывает журналистам многодетная мама Маргарита Поляева.
Потом молодой Дедуля стал бойко требовать деньги, даже в коридор выходить отказался. Пришлось при детях заплатить, а потом оправдываться, что сани сломались и придется Дедушке на такси дальше ехать.
Такого халтурщика клиенты нашли в интернете. Желающих подработать на праздниках - пруд пруди, и от них можно ожидать каких угодно сюрпризов. В прошлом году разочарованные клиенты сообщили о Дедушке, который явился с клюшкой вместо посоха, а его борода была приклеена скотчем.
Большинство Дедов Морозов признаются, что никакого отношения к актерству и детям не имеют, но очень хотят подзаработать перед Новым годом. Поэтому в конце декабря они берут отпуск на основной работе и наряжаются в волшебников.
Москвич Алексей Куклачев по профессии инженер-строитель, но в свободное время он работает волонтером в подмосковном детском доме. Однажды их команда решила сама организовать детям утренник. Все нарядились в сказочные костюмы, придумали программу. Праздник удался на славу, а молодые люди подумали, что таким образом можно подзаработать.
«После успешного выступления мы решили развлечься и хотя бы отбить стоимость костюмов. Записали видео, запустили его в соцсети. В итоге набралось около 15 заказов. Изучили рынок - цены были абсолютно разные, не всегда оправданные. Три года подряд мы собирались нашей творческой командой. За сезон каждый из нас зарабатывал примерно по 30 000 рублей. Но это далеко не предел», - считает Алексей. Большинство заказов приходит через сарафанное радио и социальные сети. Обычно они распределяются по районам, чтобы не тратить много времени на дорогу.
ГДЕ ВСТРЕЧАЕТ НОВЫЙ ГОД САМ ДЕД МОРОЗ?
А и вправду, где? Обычно этот вопрос вызывает у артистов множество шуток. Все зависит от удачи.
«Это всегда сюрприз: либо в дороге, в машине, либо в гостях у каких-то заказчиков. Как повезет. Пару лет назад мы Новый год встретили буквально в подъезде. Клиенты хотели, чтобы мы появились сразу после того, как пробьют куранты, вот и пришлось ждать. И на следующий день в 12.00 уже были на следующем заказе», - вспоминает Алексей.
Оказалось, что работать сказочным персонажем вовсе не легкий труд.
«Без выносливости на этой работе долго не протянуть. Добираться приходится в разные концы города, из-за автомобильных заторов иной раз надо пройтись пешком. Реквизит тащим на себе. Машина - это лишние расходы, к тому же нужен трезвый водитель. Сотрудники ГИБДД частенько останавливают ряженых Дедов Морозов и проверяют на адекватность. Мы не злоупотребляем, но клиенты всегда хотят выпить бокал шампанского с нами, сделать фото. После этого за руль уже не сядешь», - объясняет Татьяна Спивакова.
ЕСТЬ ЛИ У ДЕДА МОРОЗА ТРУДОВАЯ КНИЖКА?
Конечно, есть, если он профессионал и работает в агентстве, специализирующемся на организации праздников. Эти услуги дороже, чем у любителей-частников, но зато дается гарантия качества.
«Даже самые короткие программы, которые показываем детям, мы не придумываем, а покупаем. Приходится платить за пакет услуг сценаристу, режиссеру, звукорежиссеру, часто и осветителю. Ведущие, аниматоры общаются с коллегами по всему миру, делятся идеями, приобретают музыкальные композиции и сценарии у мэтров. Сегодня стало модно привлекать психологов, чтобы они откорректировали выступление под определенный возраст. Поэтому минимальный вызов на дом Деда Мороза и Снегурочки у нас не может стоить меньше 13-15 тысяч рублей», - добавляет Спивакова.
Накануне новогодних поздравлений обновляется весь реквизит. Хороший костюм главного героя праздника из парчи и с вышивкой может стоить 30-50 тысяч. Во время праздников их приходится стирать каждый день, через пару недель они превращаются в тряпье. Поэтому качественное представление обходится дорого для организаторов и не может быть дешевым для заказчика.
Любители часто предлагают экспресс-поздравление, на которое уходит порядка 10 минут. Но профессионалы не советуют заказывать такую услугу.
«Поставьте себя на место ребенка. Маленький человечек целый год ждал этой встречи, неделю учил стихи, писал письмо, долго наряжался, готовясь к встрече с Дедушкой Морозом, выглядывал в окно, прислушивался к шагам за дверью. И вот он - долгожданный звонок в дверь! Бежит ребеночек встречать главного волшебника, а получает два куплета песенки, стишок на скорую руку - и пора прощаться. Остался подарок, а сказка не случилась», - размышляет аниматор Елена Солянникова. Полноценная программа должна длиться 30-40 минут в зависимости от возраста детей.
При этом многие профессиональные Деды Морозы уходят в любители, забирая с собой Снегурочек, Зайчиков и прочую новогоднюю живность. Обычно это артисты, которые уже наработали надежную клиентскую базу и теперь могут работать не на хозяина агентства, а исключительно на себя. Они умеют превратить Новый год в истинный праздник и часто приговаривают, что настоящего волшебника ноги кормят.
Наталья Пуртова.
Фото: ADOBE STOCK