Общественные и социальные новости
3558 | 0

Чиновники лишили выпускников школ золотых и серебряных медалей

В новом законе об образовании (вступил в силу 1 сентября 2013 г.) не предусмотрено награждения выпускников-отличников золотыми медалями. Отменены также серебряные медали. Чиновники считают, что в этом уже нет смысла.

Чиновники лишили выпускников школ золотых и серебряных медалей
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В самом деле, медали уже три года как не дают никаких преимуществ при поступлении в вузы. Даже средний балл аттестата не учитывается приемными комиссиями. Сдал ЕГЭ и поступай, куда баллов хватит. Выпускника-отличника среди всех прочих можно будет узнать только по обновленному аттестату с красными корочками. Запись о том, что выпускник награжден золотой медалью «За особые заслуги в учении», заменит лаконичное «С отличием». Тех, кто мог бы получить серебряную медаль, не выделят вообще никак. И это печально! Напомним историю вопроса. 21 июня 1944 г. было принято постановление СНК CCCP «О мероприятиях по улучшению качества обучения в школе». Во втором пункте документа читаем: «Для награждения учащихся средней школы, показавших при сдаче экзаменов на аттестат зрелости выдающиеся успехи и имеющих отличное поведение, установить золотую и серебряную медали». Первые медали выдали уже после войны. Сначала медали реально делали из благородных металлов, потом на изготовление «золотых» пошел, что называется, «желтый металл». Во всяком случае медаль, полученная автором этих строк в 1976 г., была какая угодно, только не золотая, ну, может, слегка позолоченная, а скорее из латуни. Хотя дело не в металле, не столько в ценности материальной, сколько в моральной. Получить медаль было очень приятно и почетно, к тому же раньше медаль давала преимущества при поступлении в вуз: сдал на пятерку профилирующий предмет - и ты уже студент. Далеко не всем, но некоторым медалистам это удавалось. К сожалению, довольно скоро медали стали стремительно обесцениваться как в прямом, так и в переносном смысле. Вручение этих наград за учебу поставили на поток. Например, в 2004 г. медалистов было 90 тыс.! Учителя нередко натягивали оценки тем, кто «шел на медаль», существовали планы по выпуску медалистов, качество школ чиновники от образования не в последнюю очередь оценивали по количеству медалистов. В общем, как это у нас нередко бывает, хорошее дело оказалось во многом дискредитировано. Но ведь наличие ухабов и рытвин на дороге не отменяет нашего решения идти или ехать по ней. А в случае с медалями произошло именно это.

«Во всем мире существуют специальные знаки отличия, которые выдаются самим учебным заведением. Я не за сохранение всех традиций, но мне кажется, что отказ от медалей не совсем рационален, - считает научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. - У медалистов уже нет преимуществ, и вручение медали носит чисто поощрительный характер».

В США в конце 1980-х во многих школах были введены специальные знаки отличия. Сделали это американцы по советскому образу и подобию и не собираются отменять, по-видимому, понимают их значение. Впрочем, Минобрнауки допускает возможность сохранить медали, но всего лишь в качестве памятного знака, как дань доброй традиции. Моральное поощрение - дело, несомненно, хорошее, но его одного все-таки мало. Многие специалисты считают, что и льготы медалистам при поступлении в вуз тоже нужно оставить. Что плохого, если ученик, грызущий гранит школьной науки, будет знать: за отличную учебу он получит поощрение при поступлении в вуз? За хорошую работу, за достижения в культуре, спорте у нас награждают медалями, орденами, премиями. Так почему же объявили вне закона школьную медаль? Считают, что учеба не труд? Не от подобного ли отношения падает качество российского среднего образования, а наши вузы никак не могут попасть в престижные мировые рейтинги?

Борис Невис

Фото VKONTAKTE

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.