Общественные и социальные новости
2865 | 0

«Кто-то придумывает реформы, а отвечает врач!»

Врачи московских поликлиник, вступившие в Межрегиональный профсоюз «Действие», объявили о начале итальянской забастовки. Cвои обязанности они будут выполнять строго по инструкции, откажутся от обслуживания дополнительных участков и работать начнут строго по графику.

«Кто-то придумывает реформы, а отвечает врач!»
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

До сих пор на акции протеста выходили в основном сотрудники городских больниц. Между тем оказалось, что в районных поликлиниках медработников сокращают так же активно, как и в стационарах, нагрузка на врачей увеличивается в разы, а жизнь пациентов только усложнилась.

Участвовать в акции, которая должна начаться 24 марта, согласились 56 человек. Активисты протеста говорят о том, что медики возмущены сложившейся ситуацией, но выступать открыто пока боятся. «Мир новостей» пообщался с теми, кто не испугался.

МОЛЧАНИЕ СТАЛО ПРЕДАТЕЛЬСТВОМ

Анна Землянухина, участковый врач-терапевт  ГБЗУ «Диагностический центр №5»:

- После пресс-конференции на меня вышли представители администрации нашей поликлиники и предложили решить все проблемы локально. То есть изменить условия работы исключительно нам, членам профсоюза. Мы отказались. Если бы речь шла о собственной выгоде, мы эту забастовку даже начинать не стали. Проблема в том, что уничтожается все здравоохранение.

Сейчас участковый врач на одной ставке работает 7 часов 48 минут. Из них 6 часов - прием в поликлинике, а на вызовы остается 1 час 48 минут. Сколько больных можно посетить за это время? Трех, максимум четырех. А в реальности на одного участкового приходится по 10 вызовов.

Поэтому работаем бегом - пришел, быстро осмотрел, помчался дальше. Больные недовольны, они же все видят, понимают и требуют ответственного к себе отношения. По-хорошему на один вызов надо не меньше 30 минут - это вместе с дорогой и качественным осмотром. Пока доктор обойдет всех, рабочее время давно закончится, а за переработку никто не платит. Вот и получается - уже поздний вечер, а он из последних сил все еще ходит по домам. У пожилых врачей проблемы со здоровьем начались - то гипертония, то артриты  обостряются. Но все равно работают. Куда денешься?

Раньше мы не могли все бросить и сказать: хватит, мой рабочий день кончился, больше ни одного больного не приму. Всех принимали - и по записи, и без нее. А сейчас, во время итальянской забастовки, это прекратится. Не успели принять всех - встаем и уходим. Идем на вызовы: сколько успеем обслужить в отведенное время, столько и обслужим. А руководство пусть решает, что делать с остальными. Кто-то нас критикует, что, мол, больных бросаем. Ничего подобного! Своим молчанием и соглашательством мы вредим им еще больше.

В одном из наших филиалов вместо десяти положенных врачей работают только четыре. Они принимают по 60 человек в день, хотя должны только 20. Какие там 10 минут на пациента, положенные по нормативу! Это же одна бешеная гонка, в которой нет места нормальной работе. Врачи обязаны с пациентом поговорить, спокойно его обследовать, оформить документы. Только тогда можно отвечать за свою работу, верные диагнозы, правильно выбранные методы лечения. Но нет у нас подобных условий! Людям нужно такое лечение?

Нормативы по приему пациентов - это какая-то беда. Хорошо, если кто-то просто справку получить прибежит. Несколько минут, и дело сделано. Но в поликлиники ходят в основном пожилые люди. Они пока только к осмотру подготовятся, уже несколько минут пройдет. А надо послушать легкие, сердце, давление измерить, все очень подробно объяснить, и часто не по одному разу. Откуда время взять? Да, люди у меня сидят в очереди, но я, пока все как положено не сделаю, больного не отпущу. Иногда даже прошу пациентов посетить другого врача, к которому меньше народа. Они говорят: «Нет, мы подождем».

Сейчас московское правительство делает акцент на то, что главным становится профилактика заболеваний. Хорошая идея, только неосуществимая. Нам бы с острыми больными разобраться, на них времени не хватает! Вот и получается: заявляется одно, а делается прямо противоположное.

После того как мы создали профсоюзную ячейку, нас всех собрал главврач. Сказал, что надо сидеть тихо, раз уж такая сложная ситуация в стране, и что пути назад нет. Кто ему об этом сообщил, я не знаю. Может быть, в департаменте здравоохранения надоумили, может, сам придумал.

Сейчас в нашей профсоюзной ячейке 15 человек. Все они готовы приступить к итальянской забастовке. Нас могло быть больше. На меня выходили коллеги, интересовались, готовы были присоединиться. Но главврач проехал по филиалам и провел там беседы в жесткой форме. Люди испугались, а я не стала настаивать. Профсоюз - это дело добровольное.

ТЕРПЕТЬ БОЛЬШЕ НЕЛЬЗЯ

Мария Губарева, акушер-гинеколог, КДП №21 , филиал №2:

- В середине февраля в нашей поликлинике сократили две трети сотрудников. Кто-то так испугался, что ушел сам. В итоге на 18 участков осталось 6 врачей. Тогда начался обратный процесс: нескольким врачам отозвали уведомления о сокращении и попросили вернуться на работу.

За отведенные на одного человека 12 минут невозможно полноценно обслужить пациента, на это уходит гораздо больше времени. Поэтому очередь задерживается, и, чтобы принять всех, приходится использовать свой получасовой обеденный перерыв. Тогда я просто прошу женщин подождать 5 минут - и быстро в ординаторскую! Бутерброд, чашка чая... Бегом обратно, люди же ждут. Медицинские карты приходится заполнять уже в нерабочее время.

Сначала я послала письмо главврачу с вопросом: как при таком графике успеть выполнить все должностные обязанности? Приложила их список, все 20 пунктов. Ответ не пришел до сих пор. Тогда аналогичные письма я отправила в департамент здравоохранения и трудовую инспекцию. Департамент молчит, инспекция ответила только на своем сайте: по закону врач принимать должен не больше 6 с половиной часов. А мы тратим 7 часов 12 минут чистого времени.

Знаете, кого особенно жалко? Наших «узистов». Им по инструкции нельзя принимать больше 10-12 человек в день, то есть 5 часов за аппаратом - это максимум. Там же излучение сильное, другие вредные явления. А они смотрят ежедневно 20 пациентов только по записи, да еще многие больные сами приходят, из живой очереди. У женщин уже глаз «замыливается», и они могут не заметить очень важные моменты обследования. А им ошибаться нельзя, у нас множество диагнозов ставится на основе УЗИ. Поэтому «узисты» переживают: если что-то не так, последствия будут тяжелые.

Вот сегодня я спросила пациентов, которые сидят в очереди на анализы, сколько они ждали. Говорят - полтора часа. Нервничают, срываются, кричат на акушерок, жалобы пишут. А что мы можем сделать? Разговоры, что после введения ЕМИАС можно записаться куда угодно, - это ерунда. Сегодня я не смогла записать женщину на обследование почек, мест нет. Четырех пациенток надо было на маммографию отправить, тоже не получилось. Ближайшая запись на анализ крови только через неделю, а результаты придут через две. Свободные места выкладываются на 14 дней, их моментально расхватывают. Приходится выписывать электронное направление, с которым пациентки сами будут приходить в поликлинику к половине восьмого утра. Если повезет, смогут записаться быстро, если нет - увы... Все осталось, как и прежде. Только теперь терминалы поставили, а несколько лет назад тетрадки в холле лежали.

Начальство говорит, что мы с пациентами не умеем работать, не можем объяснить им, какая ситуация в стране и мире. Танки НАТО у наших границ! Поэтому надо затянуть пояса и не жаловаться! По новой системе за жалобы у нас будут вычитать деньги из зарплаты. То есть кто-то придумывает реформы, а отвечает за них врач.

Сейчас в нашей поликлинике в профсоюз вступили 4 человека. Остальные боятся увольнения. У кого-то мужа сократили, она одна кормит семью, у кого-то - дети и помочь в случае чего некому. Поэтому придут в ординаторскую, поплачут и опять за работу.

Мне тоже не хочется терять работу. Я много училась, получила степень кандидата наук и очень люблю свою профессию. Но молчать уже невозможно.

Наталья Пуртова

Фото PHOTOXPRESS

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Доктор Леонид Рошаль о реформе здравоохранения:

«Народу надо объяснять, что вы хотите сделать... чтобы все понимали, что такое реформа и к чему она приведет. К сожалению, до сих пор, и я в частности, не понимаю, к чему может привести эта реформа в целом...

Мерилом здравоохранения является не отношение медиков к здравоохранению, а отношение пациентов к здравоохранению. Если сегодня у нас здравоохранением довольны где-то около 40-50% населения - Путин сказал об этом, - то мы понимаем, что недоработки есть очень большие...

Если под оптимизацией понимают только сокращение, я против такой оптимизации. Оптимизация - это создание нормальных условий для пациента, чтобы он не стоял в очереди, вовремя мог получить помощь...»

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.