Общественные и социальные новости
2442

«Автогражданка» пойдет на повышение

«Автогражданка» пойдет на повышение

К началу лета Госдума кровь из носа должна выполнить наказ президента и принять поправки в закон об ОСАГО, с которыми никак не могла разобраться последние несколько лет. Чего ждать автовладельцам в связи с готовящимися изменениями? По данным МВД РФ, в стране насчитывается более 50,5 млн автомобилей. И каждый из них по закону не имеет права и метра проехать без полиса обязательного страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). Закон об ОСАГО вступил в силу летом 2003 года, и вот спустя 11 лет может быть измен.  Основным камнем преткновения в законопроекте об ОСАГО стал вопрос увеличения тарифов "автогражданки".

"ПОТОЛОЧНЫЕ" ТАРИФЫ

Предполагается, что если закон примут до 1 июня, то уже с 1 июля будут повышены базовые ставки страховых тарифов: возмещение ущерба "железу" подорожает с нынешних 120 тыс. руб. до 400, а с 1 июля 2015 г. произойдет и повышение выплат по жизни и здоровью со 160 до 500 тыс. руб., а увеличение лимита по так называемому "европротоколу" (процедура упрощенного оформления мелких ДТП, когда водители договариваются обойтись без помощи инспекторов ГИБДД) вырастет с 25 до 50 тыс. руб. Такие тарифы предложили Центробанк (главный регулятор страхового рынка) и Минфин, и они сейчас ждут обсуждения в Госдуме.

У экспертов из общественных организаций заявленные суммы вызывают немало вопросов. В частности, никому не понятен механизм образования тарифов: откуда взялись именно такие цифр и чем обоснованы? Впрочем, если с четырьмя сотнями за ущерб машине худо-бедно все готовы согласиться, то полмиллиона за жизнь и здоровье участника ДПТ многих категорически не устраивает. Почему так мало? Если человек гибнет, скажем, при крушении самолета или во время поездки на рейсовом автобусе, родственники получают 2 млн руб., а за погибшего или пострадавшего при авто-аварии положено максимум 500 тысяч? Между тем, самих страховщиков и эти-то цифры вряд ли радуют. Для них ножом в горле стали даже нынешние 160 тыс. "за жизнь", которые в большинстве случае платятся с большой неохотой. Если страховщикам удается признать, что погибший не был кормильцем в семье (например, в аварии погибал ребенок или безработный мужчина), его родственники максимум, что могут получить - 25 тыс. на погребение. Возникает вопросов: а будут ли страховые компании без разговоров выплачивать полмиллиона за погибшего в ДПТ.

Что касается "европротокола", то тут ситуация еще больше непонятна. Порог выплат по нему - 50 тысяч. Почему на 75, как предлагалось раньше, и зачем вообще установлен порог, не понятно. Почему для Москвы, Санкт-Петербурга и их областей хотят ввести некие "особые условия" и позволить водителям этих регионов оформлять по "упрощенке" ДТП, ущерб по которому не превышает 400 тыс. руб.? Чем москвичи или питерцы отличаются от томичей или свердловчан? Или в регионах народ ездит исключительно на "Ладах-Калинах", а навороченные иномарки только по телевизору видели?

Но самое главное, в новом законе опять ничего не сказано об ужесточении ответственности страховых компаний перед клиентами. Практика последних лет показывает: страховщики зачастую намеренно занижают суммы выплат и не несут за это никакого наказания. Разве что материальное. Да и то лишь когда автомобилист подает на страховщиков в суд, требуя адекватного возмещения по ОСАГО, а не хитро посчитанного "независимыми оценщиками". По данным экспертов, за последние 11 лет средняя выплата по ОСАГО оставалась на уровне 23-24 тыс. руб., и только в 2013-м увеличилась до 28 тыс. благодаря тому, что страховые случаи позволили рассматривать в разрезе закона о защите прав потребителей. Отметим, что в 99% случаев суды встают на сторону разгневанных автомобилистов, и суммы выплат порой увеличиться в четыре раза.

А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?

Раз уж речь зашла о новых ставках страховых тарифов, грех не вспомнить и о стоимости самого полиса ОСАГО. Российский союз автостраховщиков (РСА) неоднократно заявлял о необходимости повышения их стоимости. Мол, за 11 лет потребительские цены выросли почти в 2,5 раза, количество машин увеличилось в 1,5 раза, повысилась стоимость восстановительного ремонта, поднялись в цене запчасти и расходные материалы... При таком раскладе компаниям становится невыгодно заниматься таким видом страхования как ОСАГО, тем более, что базовый страховой тариф, например, для легковушек, не используемых в коммерческих целях, с 2003 года не менялся и составляет 1980 рублей.

Доводы страховщиков кажутся логичными, однако тут есть оно огромное "но". Статистика. Вернее ее отсутствие. Нигде не возможно найти открытые данные о том, сколько собирают страховщики, продавая полисы ОСАГО, и сколько выплачивают по страховым случаям. Может быть, такая информация тщательно скрывается именно потому, что не такой уж он и убыточный этот "осаговский" бизнес, а все разговоры о финансовых потерях не более чем разговоры?

По данным компании ГлавСтрахКонтроль, в 2013 г. страховые компании собрали с автовладельцев 135 млрд руб., а заплатили по страховых случаям 78 млрд. Всего же с 2003 года компании заработали на продаже полисов ОСАГО 880 млрд руб., а выплатили по страховкам 450 млрд. Таким образом, лишь 50% прибыли страховщики отдали клиентам (по закону об ОСАГО критичным уровнем считается, если выплаты составят 77%). Учитывая, что на свое существование компании могут потратить не более 23% от прибыли, возникает вопрос: куда делись остальные 27%? Где 185 миллиардов, господа? Может, российские страховщики, как их коллеги в развитых европейских странах отдают деньги на улучшение дорожной безопасности, ведь чем лучше дороги, тем меньше аварий, и тем меньше выплат придется производить? Нет. В дорожный фонд отчисляются копейки. Более того, если верить статистике ГАИ, с 2011 г. количество ДТП в стране все время снижается, как и тяжесть последствий от них. Поему же у страховщиков, по их словам, дела все хуже и хуже? Страховые компании уверяют, что жизнь им сильно портят мошенники. Чуть ли не половине всех страховых случаев, несознательные граждане наживаются на липовых ДТП.

- Мошенники есть в любой сфере. Но страховщики сильно преувеличивают масштабы автострахового мошенничества. В данном случае речь может идти максимум о 10%, - уверен президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, - и эти проценты сопоставимы с общемировыми. Мошенники есть в любой стране. Спекулировать на мифических цифрах - в духе страховщиков. Если они приводят данные, пусть докажут это данными. Говорить можно что угодно.

"Что угодно" - вполне похоже на правду. Например, страховщики настойчиво пытаются вбить в голову чиновников правительства и финансистов Центробанка, что только повышение стоимости ОСАГО на 40%, а еще лучше на 70 спасет бизнес от краха.

НЕЗДОРОВЫЕ АППЕТИТЫ

В главном банке страны с большим понимаем отнеслись к подобной просьбе. Уже готов проект указ, по которому в 31 регионе коэффициенты, применяемые для расчета полиса ОСАГО, повысятся. По какому принципу происходил отбор - загадка. Ни с аварийностью на дорогах, ни с количеством машин на душу населения он никак не связан, но если проект указа вступит в силу, ряд регионов "перепрыгнет" прежний максимальный коэффициент 2. Наиболее существенно стоимость полисов вырастет для жителей Петропавловска-Камчатского (с 1,1 до 1,9), Ульяновска и Благовещенска (с 1,4 до 2,1), Казани (с 2 до 2,3), Иванова (с 1,8 до 2,4), Челябинска (с 2 до 2,4) и Мурманска (с 1,7 до 2,5). Для одних регионов коэффициент увеличится всего на 6% (Архангельск, Владимир, Томск и др.), для других на 75% (Петропавловск-Камчатский). Для сравнения в Москве установлен коэффициент 2, в Питере - 1,8, и ни их, ни их областей повышение не коснется. Во всяком случае, пока. Однако если присмотреться к наметившимся тенденциям, не исключено, что цена полиса будет повышаться повсеместно, ведь планки по имущественным выплатам, а также по "жизни и здоровью" поднимутся, и вряд ли страховщики безропотно это переживут. Страховые компании, судя по данным ГлавСтрахКонтроля, такие ненасытные, что денег им будет не хватать при любом раскладе.

- Страховой бизнес печется о своих доходах, но куда смотрит государство? - не понимает председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмекин. - Баланс интересов между страховщиками и автомобилистами нарушен в пользу первых, а государство раз за разом идет на поводу у страховщиков, не желая ставить вопрос ребром: наведите порядок в своей сфере и работайте эффективно, прежде чем требовать повышения стоимости полисов. Но за 11 лет всем стало понятно, что страховые компании не хотят нормально работать. Отлично они научились одному - лоббировать свои интересы, за которые потом приходится расплачиваться автомобилистам.

Елена Хакимова

Фото Т. Павловой

 

Оставайтесь с нами! Подпишитесь на наши каналы и получайте актуальные и проверенные новости.

Комментарии (0)

© 2020. Сетевое издание «Мир Новостей». Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-58901 от 05.08.2014 г.

Свободное использование в Интернет-пространстве текстов, фото и видеоматериалов, опубликованных на этом сайте, допускается при условии обязательного размещения гиперссылки на источник публикации mirnov.ru.

Мы используем файлы «cookie» для функционирования сайта. Если Вас это не устраивает, пожалуйста, покиньте сайт. Политика конфиденциальности

16+
Top.Mail.Ru