Зачем «загарпунили» комету? — Мир новостей
Сегодня 19 января 2019 г., суббота, 12:34USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152

Зачем «загарпунили» комету?

18 декабря 2014
hits 1947

Посадку научного модуля на поверхность ядра кометы Чурюмова - Герасименко можно смело назвать не только событием года, но и десятилетия. Десять лет, или 6 млрд км, странствий аппарата «Розетта» в открытом космосе - и мы вплотную подошли к разгадке зарождения жизни на Земле.

Надо отдать должное разработчикам научного модуля «Фила» (Philae): посадка прошла без осложнений и нештатных ситуаций. Правда, приземляться, как уточнили в Европейском космическом агентстве, пришлось дважды. Гравитации там нет, и, чтобы удержаться на поверхности, модулю пришлось «гарпунить» ядро кометы с помощью специальных космических якорей. К тому же вопреки расчетам аппарат «пришвартовался» у подножия скалы, и тень от нее несколько осложнила работу солнечных батарей.

Задачи модуля: исследование строения ядра кометы и способности ее переносить во Вселенной частички воды и органики, попросту говоря, быть «разносчиками» жизни. Не менее важно, по мнению члена-корреспондента Российской академии космонавтики имени Циолковского Юрия Караша, понять, как защитить Землю от атаки небесных тел.

До сих пор считалось, что при столкновении с нашей планетой крупного космического тела глобальной катастрофы не избежать. Теперь появился шанс. Если в космосе неожиданно появится комета, астероид или какое-то иное космическое тело, несущееся на огромной скорости к Земле, то на его поверхность можно будет посадить космический аппарат. Он либо изменит траекторию полета незваного гостя, либо попросту взорвет его на безопасном расстоянии от Земли.

В списке возможных претендентов на прием гостя с Земли фигурировало пять комет. Но технически запустить искусственный аппарат в марте 2004 года было возможно лишь на комету Чурюмова - Герасименко, поскольку Земля лежала в плоскости орбиты кометы.

Исследование кометы Чурюмова - Герасименко уже принесло не одно сенсационное научное открытие.

Во-первых, было установлено, что поток газов, истекающий из облака вокруг ядра кометы, состоит из сероводорода, аммиака, формальдегида, синильной кислоты, метанола, сернистого ангидрида и сероуглерода. Хотя до посадки «Фила» считалось, что при приближении к Солнцу ледяная поверхность кометы выделяет только летучие соединения - двуокись и моноокись углерода.

Во-вторых, на комете Чурюмова - Герасименко обнаружен лед с вмороженной в него пылью. Похоже, именно так сотни миллионов лет назад кометные ядра, нещадно бомбардировавшие нашу планету, принесли на нее воду, а вместе с ней и жизнь.

ДО СВЯЗИ В ИНТЕРНЕТЕ!

О всех шагах миссии «Розетта» аппарат, именуемый просто Филом, сообщает в «Твиттере» с помощью Европейского космического агентства на 18 языках, в том числе на русском. Правда, русский дается ему с трудом. Вот некоторые из этих сообщений:

- Привет! Русский язык очень сложный, но очень красивый. Буду старательно его учить, а вы мне помогайте - исправляйте мои ошибки!

- Сегодня в космосе хорошая погода. Моим солнечным батареям очень нравится.

- Мы с Филом заканчиваем проверять дрель, которой он будет бурить комету. Все 23 см сверла в порядке, главное теперь - попасть в комету.

- До кометы Чурюмова - Герасименко осталось меньше 4 млн км. Волнуемся!

- До Земли 618 млн км. Знаете, как мы это узнали? Очень просто. Сигнал от нас до Земли идет 34 мин 20 сек. Т.е. если вы мне что-то хотите сказать, будете ждать ответа больше часа!

- Как я вам? Это солнечные батареи. Извините, что темно, но тут, в космосе, за 600 млн км от Солнца темновато...

- Два дня назад Фил закончил проверку хроматографа и сборщика образцов. Работают как надо!

- До кометы осталось 2,7 млн км. Фил говорит, что доплюнуть можно.

- Уф! Все. До кометы 200 дней. Ура-ура-ура! Пойду спать теперь.

ДОСЬЕ «МН»

Ядро кометы составляет 4,1х3,3 км, масса - 1013 кг, период обращения вокруг Солнца - 6,6 года. Температура ядра – минус 70 градусов Цельсия.

Космический аппарат по изучению небесной странницы создан из двух частей - зонда «Розетта» и спускаемого модуля «Фила». Старт космического аппарата произошел 2 марта 2004 года, а посадка на комету - 12 ноября 2014 года. Электроэнергию «Розетта» получает от двух солнечных батарей общей мощностью 1500 Вт. Движение в космическом пространстве осуществляется за счет работы 24 двухкомпонентных двигателей, вес спускаемого аппарата составляет 100 кг. На его борту находятся десять научных приборов. Работу аналитической лаборатории обеспечивают пиролизеры (печки), газовый хроматограф и масс-спектрометр. При разогреве на каждом температурном шаге приборы изучают объем и структуру выделяемых газов. При этом газовый хроматограф разделяет полученные газы, а масс-спектрометр анализирует их свойства.

«Розетта» обязана своим именем легендарному Розеттскому камню с высеченным на нем на трех разных языках, но идентичным по содержанию текстом. Он был написан древнеегипетскими иероглифами, демотическим, то есть более поздним, египетским письмом и на древнегреческом языке. Только благодаря этой уникальной находке ученые смогли расшифровать смысл древнеегипетских иероглифов

ПОЮЩАЯ КОМЕТА

20 лет назад НАСА получило загадочные низкочастотные радиосигналы, исходившие от кометы Чурюмова - Герасименко. При усилении звука до возможностей человеческого слуха возникает гипнотическая мелодия, похожая на работу какого-то передатчика. Миссия «Розетта» должна ответить и на вопрос НАСА: не является ли 67Р инопланетной станцией, замаскированной под типичный космический объект?

СВЕТЛАНА ГЕРАСИМЕНКО: КОСМОС ИССЛЕДУЮТ НЕ РАДИ ВЫГОД

Нам удалось связаться со Светланой Герасименко, открывшей вместе с Климом Чурюмовым эту комету и живущей сейчас в Казахстане.

- Как случилосьэто открытие?

- В 1968 году я окончила Киевский университет и сразу поступила в аспирантуру. А Клим Иванович Чурюмов уже несколько лет работал на кафедре астрономии нашего университета. В сентябре 1969 года мы с ним улетели в Алма-Ату. Клим был начальником экспедиции.

В Алма-Ате я работала на телескопе Максутова Астрофизического института АН КазССР. А новичкам, говорят, везет. В ночь с 11 на 12 сентября я наблюдала несколько комет, в том числе Комас Сола. Окончив, стала проявлять пластинки. Пластинка с кометой Комас Сола оказалась с браком – посредине непроявленное пятно. Я очень расстроилась, что допустила такую промашку, и в первое мгновение хотела выбросить эту пластинку. Но не стала этого делать, поскольку мой учитель Дмитрий Александрович Рожковский говорил, что частично испорченные пластинки выбрасывать не стоит, а следует проанализировать, почему это произошло, чтобы в будущем застраховаться от подобных ошибок.

После возвращения в Киев мы с Климом стали готовить пластинки к измерениям - просматривать весь наблюдательный материал по комете Комас Сола. И на пяти пластинках нашли новый объект. Тут же послали телеграмму с его координатами в США в Международное бюро астрономических телеграмм Б. Марсдену, который являлся экспертом в области небесной механики и астрометрии и специализировался на вычислении орбит астероидов и комет. Вскоре от Марсдена пришел ответ, что комета действительно новая и что он просчитал шесть возможных вариантов орбиты, поскольку наблюдательных данных маловато.

Я тут же улетела в Алма-Ату для дальнейших наблюдений. Там мои друзья заметили, что это могут быть блики. Но в первую же ночь наблюдений я отсняла пластинки по всем шести вариантам. На одной из них была комета.

Когда Марсден просчитал орбиту и разослал данные по обсерваториям, то ее обнаружили на негативах, которые были получены на месяц раньше нашего. Вот так испорченная пластинка принесла нам удачу.

- Что сулит человеку космос в практическом отношении?

- Космические программы помогают нам познать мир. Я имею в виду не то, что нас окружает, а мир в широком понимании слова. Кстати, познание космоса не обязательно должно приносить какую-то сиюминутную практическую выгоду.

- После челябинских событий много говорят об угрозе, исходящей от небесных тел. Что вы думаете по этому поводу?

- Если в нескольких словах, то слухи о серьезной угрозе со стороны метеоритов сильно преувеличены. Челябинский метеорит - это не первый гость на Земле и далеко не последний. И после каждой встречи с ними мы оставались в целости и сохранности.

Материалы подготовили Дмитрий Соколов, Дмитрий Кафанов