Пока секретные службы разных стран не оставляют попыток создать психотронное оружие, то есть технологии управления психикой человека, наши ученые нашли этим разработкам вполне мирное применение - в лечении неврозов, психических расстройств и избавлении от зависимостей.
ПРЕСЛОВУТЫЙ «25-Й КАДР»
О технологии “25-го кадра” наслышан едва ли не каждый. С середины прошлого века этот изощренный прием программирования сознания якобы вошел в арсенал рекламщиков. В видеоряд добавляется лишний кадр, который мы вроде бы не замечаем, но именно он дает на уровне подсознания определенную команду - “Купи”, “Съешь”, “Отдай”.
И хотя “25-й кадр” вскоре был признан серьезными учеными профанацией, а автор метода Джеймс Вайкери признался в фальсификации, кое-какое рациональное зерно извлечь из этой истории все-таки удалось.
“Психотронное оружие развивалось в двух направлениях - манипулятивного воздействия на человека и вытягивания информации из подсознания, - рассказывает директор Института медико-биологических информационных технологий (ИМБИТ) Александр Кучинов. - С перестройкой разработки в военных целях приостановились, а вот в медицинских нет”.
На базе ИМБИТ сотрудники МГУ им. Ломоносова и Медицинской академии им. Сеченова разработали методику аудиопсихокоррекции, которая представляет собой аудиозапись (чаще всего приятную музыку), куда по принципу “25-го кадра” “вшивается” психотерапевтическая установка в скрытой форме. Чаще всего это делается за счет разбивки слов на звуковые фрагменты, которые и откладываются в подсознании, что создает у человека стойкий мотив, например, бросить пить, перестать колоться, похудеть, прекратить паниковать или чего-то бояться. Зомбирование? Может быть. Но кто станет возражать, если, зомбируя, его избавят от пагубных пристрастий или расстройств?
Обычно в бессознательное психотерапевтам мешает войти сознание. И задача специалистов - преодолеть его сопротивление. Тому же алкоголику без толку говорить, что пить плохо. На него это не повлияет, потому что в сознании сформированы противоположные убеждения: “выпьешь - весело станет”, “Петров пил - до 90 лет дожил” и т.п. Да они еще крепче под натиском нотаций станут! Вот почему именно на подкорку направлены шаманские обряды или сеансы гипноза. В случае с аудиальной психокоррекцией разница лишь в том, что во время сеанса сознание не отключается.
КОГО ЛЕЧИТ «КОФЕ», А КОГО «БУХЛО»
В ИМБИТ чаще всего приходят люди, страдающие от панических атак. На втором месте - социофобы. Фобии самые разнообразные - от боязни выступлений до страха выйти на улицу. И, конечно, люди в состоянии депрессии. И что, поставили такому пациенту музычку - и все прошло?
“Сначала мы изучаем человека, его психику, специфику его состояния, ищем, в каких словах и смыслах человек выражает суть своего расстройства, - делится профессор Кучинов. - К нам пришла женщина, которая постоянно боялась, что с ней что-то случится, она не могла находиться одна, выйти на улицу - фактически инвалид. Как к нам-то добралась - загадка. На тот момент ей было около 30, а “накатило” на нее лет в 19, когда она готовилась к экзамену, всю ночь нервничала, пила много кофе. И когда пришла в институт, у нее случился кризис вегетативной нервной системы с жутким страхом смерти. Мы проанализировали ситуацию, и оказалось, что спусковым крючком всех последующих панических атак было слово “кофе” - оно возвращало ее в то состояние. Поэтому в одну из программ коррекционного воздействия мы вмонтировали слово “кофе”, но только произнесенное смешливыми интонациями. И его восприятие стало позитивным. Хотите верьте - хотите нет, но после первого же сеанса почти вся симптоматика прошла. Чудесное исцеление”.
Слова, оказывающие влияние на пациентов даже с одним и тем же диагнозом, подбираются индивидуально. Хотя есть и стандартные программы. Возьмем алкоголизм. В программу для алкоголиков включаются понятия, которые чаще всего связаны у них с употреблением алкоголя: “бухло”, “чекушка”, “нажраться”. А вот “вино”, “шампанское”, “коньяк” - понятия для них бесполезные. Алкоголики так не говорят. Типичные сленговые понятия кодируются в аудиозаписи вместе с другими, которые имеют резко негативное значение и касаются болезней, даже трупов. Это называется аверсивное (отвращающее) воздействие. И когда в следующий раз алкоголик будет слышать свои любимые словечки, велика вероятность того, что ему станет противно.
ПУГАЧЕВОЙ НЕ ПОХУДЕТЬ
Музыкальной шифровкой можно заставить человека похудеть. “Коррекция избыточного веса совершенно не похожа на кодирование, - поясняет Александр Кучинов. - Никакого отвращения к пище мы не прививаем. Там есть несколько факторов. Первый - образ Я. Это то, каким человек себя представляет. Если полным, то худеть ему бессмысленно. Ну, сбросит он килограммов 20-30, а через какое-то время подсознательно будет ощущать, что это уже не он. Как будто его душу поместили в чужое тело. И внутренне начнет стремиться к “своему Я”, набирать килограммы. Так было с Аллой Пугачевой. Она много раз говорила, что полной чувствует себя самой собой. Таким людям худеть - только себя мучить.
Второе - это повышение тонуса, побуждение к активности. Ведь вес во многом зависит даже не от занятий спортом, а от психотипа. Энергичные, непоседливые люди, которые “горят изнутри”, практически всегда поджарые. А есть те, которые и спортом занимаются, и на диете сидят, ну а полные просто потому, что внутри они как ватные”.
Специалисты говорят, что нейролингвистическому программированию (НЛП) лучше поддаются те, у кого есть четкие социальные нормативы и ценности, заложенные до 5 лет. Эти вещи прививаются только личным примером родителей и моделями поведения в семье. Компенсировать или изменить их нельзя. Вот почему наркоманов лечить с помощью аудиозаписи легче, чем алкоголиков.
“Когда к нам приходит наркоман, который не может отказаться от наркотических средств даже при отсутствии выраженной ломки, то мы сначала направляем его в наркологический центр, - говорит Александр Кучинов. - И только потом берем на психокоррекцию, чтобы сменить систему ценностей. Результат будет, если у этого наркомана в детстве была заложена правильная система ценностей и нам есть на что опереться. А того, кто с малых лет видел только родителей-алкоголиков и сам с пяти лет начал принимать все, что только можно, лечить бесполезно. Там просто не к чему взывать”.
«25-Й КАДР» ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ
Во время предвыборной кампании 2000 года в США в рекламном ролике республиканцев (поддерживали Буша) обнаружили “25-й кадр”. Он содержал скрытый текст: “Крысы. План Гора - выбор бюрократов!”
Во время парламентских выборов на Украине в 2006 году был раскрыт факт использования блоком “Наша Украина” так называемого “25-го кадра” в агитационном фильме “Загроза. Страшна правда”. На протяжении всей ленты пять раз по три кадра там появляется изображение черепа.
После инцидента с эпилептическими приступами у японских детей в использовании “25-го кадра” были обвинены создатели популярного аниме-сериала “Покемон”.
Екатерина Люльчак,
фото - FOTOLIA