Сегодня 23 октября 2018 г., вторник, 03:10USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152

Ученые обнаружили гигантский вирус Пандора

8 мая 2014

Французские ученые обнаружили вирус, который поразил их не только своими размерами, но и тем, что 93% его генов науке неизвестны. Чего ждать от гиганта со зловещим названием Пандора?

По сообщению сотрудников Марсельского университета, размеры Пандоры в десятки раз больше самых крупных известных вирусов. Да и его уникальный геном - он состоит из 2500 генов против обычных 20-50 - говорит в пользу того, что Пандора занимает более высокую ступень в развитии вирусов.

Вирус изъяли из организмов амеб, на которых он паразитирует - поглощает белки и ДНК клетки хозяина. Воспроизводится Пандора в количестве нескольких сотен копий.

«За последнее десятилетие биологи обнаружили несколько ранее неизвестных созданий природы, которые окончательно их запутали своими свойствами и размерами, - говорит кандидат медицинских наук Ольга Суворова. - Теперь задача - определить происхождение гигантских вирусов».

Ученые предположили, что новый вирус каким-то образом сохранился с древнейших времен. Его поначалу обнаружили в Чили и в Австралии. Одна вариация обитает в Тихом океане, на чилийском побережье. Вторая - в пресноводном пруду неподалеку от Мельбурна.

Самый интересный случай обнаружения вируса Пандоры рассказал Рольф Мишель, паразитолог из Центрального института при Медико-санитарной службе Германии. Он нашел гигантский вирус внутри амебы, которая жила на поверхности контактной линзы женщины, страдавшей воспалением роговицы.

Но, вникая в природу вируса, ученые все больше склонялись к внеземному происхождению Пандоры. По словам первооткрывателя вируса Жана-Мишеля Клаверье, с точки зрения эволюционной теории на Земле нет благоприятных условий для существования мегавирусов - этим великанам очень сложно паразитировать в живых организмах. Если он коренной землянин, то почему до сих пор не передал свои гены ни одному из известных науке вирусов?

Тем временем Пандору обнаружили и у нас - на Колыме, в древних отложениях вечной мерзлоты. И вирус до сих пор жизнеспособен. Авторами открытия стали сотрудники Института физико-химических и биологических проблем поч­воведения в Пущине, которые сотрудничали с Клаверье.

Способ проникновения в тело будущего хозяина у мегавирусов довольно коварен. Они прикидываются бактериями, то есть стандартной добычей амеб. Те поглощают наживку и сами становятся жертвой - свое­образной фабрикой по производству клонов Пандоры. То, что современные инфекции абсолютно не вредят супервирусам, насторожило ученых. Пока амебный вирус безопасен для человека, но его способность к перевоплощению и возможной мутации делает гигантский вирус потенциальным материалом для создания биологического оружия.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Николай Адрианов, биохимик, кандидатмедицинских наук, доцент РГМУ:

- Вирус, найденный в Сибири, - самый крупный из всего семейства гигантских вирусов. Его даже можно увидеть в обычный микроскоп. Думаю, гигантские вирусы - это производные клеток, которые таким образом приспособились. При этом размножиться вне тела хозяина, как и все другие вирусы, гиганты не могут. Вне клетки хозяина они похожи на кристаллы и, только попадая в живой организм, оживают и воспроизводятся. Кстати, именно поэтому я отметаю версию инопланетного происхождения Пандоры. Для воспроизведения вирусу нужны другие живые организмы. Но в человеческую клетку Пандора проникнуть не может. Во-первых, из-за размеров - вирус Пандоры почти в 10 раз больше человеческой клетки. Во-вторых, потому что каждый вирус развивается исключительно в своем виде клеток. Не думаю, что гигантский вирус подходит для создания на его основе вируса-убийцы - слишком уж он велик. А вот использовать его в качестве материала для изучения механизмов работы вируса, конечно, будут.

Екатерина Спасская