Сегодня 19 октября 2018 г., пятница, 13:20USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152

Тайна блуждающих камней раскрыта

4 сентября 2014

Американские ученые сообщили, что им удалось раскрыть одну из самых волнующих тайн современности - они нашли силу, заставляющую передвигаться камни в национальном парке Долина Смерти.

Долгое время оставалось загадкой, по какой причине камни, в том числе довольно массивные, медленно передвигаются по дну высохшего озера Рейстрэк-Плайя в Калифорнии. Изменение положения камней можно легко проследить по длинным бороздам (до нескольких сотен метров), оставляемым ими на глинистом дне бывшего озера. Объяснений этого феномена было много, но все они отпадали одно за другим. И вот группа ученых во главе с палеобиологом Ричардом Норрисом наконец докопалась до истины. О результатах исследований было рассказано в журнале PLoS ONE. Ученые использовали 15 камней, идентичных тем, что двигались в Долине Смерти (проводить эксперименты с камнями из самой долины не разрешило руководство парка), их разместили на дне высохшего озера. На камнях они установили высокоточные навигационные датчики, которые следили за изменением положения объектов. В конце прошлого года ученые обнаружили, что дно бывшего озера покрылось слоем воды высотой около 8 см, после чего некоторые камни изменили свое положение. Одни из них перемещались медленнее, другие быстрее. Движение камней происходило в течение разного периода времени - от нескольких секунд до 16 минут - в солнечные дни, наступавшие после морозных ночей. По утрам солнце вызывало таяние ледовой корки, которая к середине дня распадалась на пластины длиной до нескольких десятков метров. Под действием ветра эти пластины льда и толкали по глиняной жиже камни. Исследователи отмечают, что на перемещение камней оказывают влияние несколько факторов, прежде всего суточные перепады температуры зимой, прибрежный ветер и характер грунта на дне озера. Итак, все оказалось прозаично: тонкие льдинки, смахивающие на битое стекло, приходят в движение от ветра и подталкивают камни. И никакой мистики!

Фото FOTOBANK.COM