3329 | 0

Рамсесу Третьему перерезали горло в ходе заговора

Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Исследователи Древнего Египта, детально изучившие жизнь чуть ли не каждого великого фараона, тем не менее, до сих пор терялись в загадках о судьбе великого фараона Рамсеса Третьего. Сын Сетнахта и царицы Тейе Меренисит, Рамсес III, второй фараон двадцатой династии,  правил приблизительно с 1185 по 1153 год  до нашей эры. Рамсес III считается последним могущественным фараоном Нового царства, а также его последним великим фараоном-воителем.  Было известно, что он погиб в результате заговора, но найденные документы давали весьма смутную картину смерти фараона. Эти папирусы высказывали предположения, что преступники прибегали к колдовству,  изготовляя «магические свитки для препятствования и устрашения» и делая «богов и людей из воска для ослабления людских тел».

И вот наконец-то тайна смерти Рамсеса III раскрыта. Группе исследователей под руководством Альберта Цинка из Института мумий и ледяного человека в Европейской академии Больцано удалось установить, что фараону Рамсесу III перерезали горло в результате заговора, рассказывает Британский медицинский журнал.

Исследователи провели детальное антропологическое изучение и судебную экспертизу мумий Рамсеса III и неизвестного человека, предположительно, сына фараона Пентавера. На горле Рамсеса, прикрытом несколькими слоями льна,  компьютерный томограф обнаружил широкую и глубокую резаную рану, без сомнения, нанесенную острым клинком, которая и могла стать причиной немедленной смерти правителя. Интересно, что в полости раны был найден амулет – так называемое око Гора, символ власти и здоровья. Ученые считают, что амулет был положен в рану  до начала процесса бальзамирования, пока Рамсес еще оставался в живых.  Видимо, древние медики рассчитывали, что око Гора поможет ему выздороветь после покушения.
Компьютерный анализ мумии неизвестного установил, что это был молодой человек 18-20 лет. Судя по позе мумии, выражении страданий на лице, неестественным складкам кожи на шее и расширенной грудной клетке его либо задушили, либо похоронили заживо. Более того, древнего заговорщика не замумифицировали обычным способом: его мумию нашли завернутой в  козью шкуру, считающуюся «нечистой» и неподходящий для ритуала бальзамирования. По мнению археологов, это могло быть своего рода наказанием или прямым указанием на то, что мумия принадлежит простолюдину, а не члену монаршей семьи.

Однако древние бальзамировщики ошибались. Генетический анализ костей фараона и неизвестного молодого человека показал, что они с большой долей вероятности принадлежат отцу и сыну.

Так что заключение ученых единодушно: Рамсес III «был убит в результате гаремного заговора путем перерезания горла».

Грета Келер