3758 | 0

Недосып ломает наши гены

Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Урвать лишний час на посиделки в Интернете, встать на час раньше, чтобы объехать пробки. И вот он – вечный спутник современного человека - хронический недосып. Однако  постоянное клевание носом – не единственное последствие нехватки сна.

Ученые из Суррейского университета Великобритании выяснили, что недосыпание даже на протяжении нескольких дней может привести к сбою в работе генов. Британские специалисты провели анализ крови 26 добровольцев, которые первую неделю спали по 10 часов в день, а вторую - менее шести. По итогам эксперимента выяснилось, что хроническое недосыпание приводит к снижению активности более чем 700 генов, что, в свою очередь, вызывает нарушение химических процессов в теле. Расстройство сна не только сбило внутренний биоритм пациентов, но также сказалось на иммунной системе и метаболизме клеток. «Мы наблюдали разительные перемены в активности генов, - говорит сотрудник университета профессор Колин Смит. - Очевидно, что сон играет ключевую роль в восстановительных процессах и поддержании функционального состояния человеческого организма. Неспособность вырабатывать новые клетки и заменять ими старые может привести к возникновению дегенеративных заболеваний».
Ученые уверены, что именно генетические сбои из-за недосыпания приводят к таким, связанным с нехваткой сна недугам, как диабет, ожирение, сердечно-сосудистые заболевания и ослабление функции мозга. «Например, всего лишь одна бессонная ночь в году может в пять раз повысить риск развития психосоматических заболеваний, таких как гипертония, сахарный диабет и язвенная болезнь желудка, - говорит руководитель Сомнологического центра Минздравсоцравзития РФ, президент Национального общества по сомнологии и медицине сна, профессор Яков Левин. - После всего лишь одной ночи без сна у нас серьезным образом меняется биохимия, в том числе и мозговая биохимия. Мозговой метаболизм снижается на 6% после одной ночи без сна. Для того чтобы ликвидировать негатив одной ночи без сна, нужно две полноценные ночи сна». Если же не удается отоспаться две ночи подряд, то появляется «глобальный дефицит сна или недосыпания».
Кстати, полнеем мы тоже от того, что организму не хватает сна. Так, канадские ученые, наряду с диетой и спортом, включили качественный, полноценный сон в программы по снижению веса, т.к. похудеть без нормального сна оказалось невозможным. Ученые приводят данные последнего исследования, проведенного среди страдающих лишним весом взрослых людей в Канаде. Участники ели одинаково, но одна группа спала 5,5 часов, а другая - 8,5. В итоге за две недели те, кто недосыпал, потеряли в два раза меньше жира и в два раза больше мышц. А общая потеря в энергопотреблении была в два раза выше (1039 килокалорий) среди тех, кто спал 8,5 часа ночью по сравнению с теми, кто спал лишь 5,5 часа (537 килокалорий). Это означает, что недостаток сна заставляет организм консервировать полезный с точки зрения энергии жир. Кроме того, люди, испытывавшие недосып, страдали от чувства постоянного голода. Так что спите на здоровье, и пребудут с вами стройность, красота и здоровье.

Екатерина Люльчак,