Сегодня 19 октября 2018 г., пятница, 19:52USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152

Находки из Поднебесной

23 января 2013

Сразу несколькими сенсационными находками порадовали археологов китайские провинции. Так, на днях международная группа археологов обнаружила вблизи города Чэнду каменную статую неизвестного науке животного.

Возраст находки оценивается учеными примерно в 2000 лет. Каменная статуя похожа то ли на бегемота, то ли на кабана, то ли на носорога, в связи с чем ученые теряются в догадках — существовал ли реальный прототип у изваяния, или же древние китайцы просто воплотили в камне одно из мифических существ народного фольклора. Длиной статуя более трех метров, шириной — чуть более метра, а в высоту достигает полутора метров. По оценкам экспертов, вес статуи составляет приблизительно восемь с половиной тонн.

Вместе с монументом археологами были найдены различные фигурные черепки и глиняные сосуды. Вполне возможно, что эти артефакты сопровождали какую-либо религиозную церемонию, центральным звеном которой и была необычная статуя. Если так, то само место раскопок может оказаться древним храмом.

Чуть ранее совместные раскопки уэльских и китайских археологов подарили ученым еще одно феноменальное открытие — останки костей пяти человек, вероятно, представляющих неизвестный подвид homo sapiens. Возраст останков колеблется от 11 500 до 14 500 лет.

Образцы были найдены в двух пещерах. Первый череп был извлечён из осадочных пород пещеры Лонглин в провинции Гуанси, а ещё несколько останков были обнаружены в «пещере красного оленя» в соседней провинции Юньнань. Черепа и зубы «соседей» очень похожи, потому антропологи предполагают, что они относятся к одной популяции древнего человека. Условно она названа «люди пещеры красного оленя». Эти люди обладали смесью архаичных и современных признаков: округлый свод черепа с толстыми костями, выступающие надбровные дуги, довольно короткие и плоские лица, широкие носы, крупные коренные зубы. Челюсти этих людей выступали вперёд, но подбородок отличался от подбородка нынешних людей. А томография черепов показала, что мозг этих людей был промежуточным шагом к мозгу современного человека - лобные доли были развиты, а вот теменные выглядели архаично.

Эта находка натолкнула археологов на новые сценарии возможного развития человека.

Во-первых, эти люди могут представлять собой примитивный подвид Homo sapiens, очень рано покинувший Чёрный континент и десятками тысяч лет живший отдельно от предков современного человека. Во-вторых, они могут представлять собой неизвестный ранее вид из рода Homo. В-третьих, они могут быть гибридом Homo sapiens и архаичных видов человека, существовавших в том же регионе в ту же эпоху. В-четвёртых, они могут быть всё же Homo sapiens, но особой, изолированной группой, развившей «архаичные» черты в результате давления среды (перемен климата) и собственно генетической изоляции.

Однако окончательные выводы ученых по поводу китайских находок последуют только после детальных исследований.

Екатерина Люльчак