Сегодня 15 октября 2018 г., понедельник, 12:38USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152
Космос и неизведанное

Новый небесный гигант

7 января 2017

Открытие американцами девятой планеты Солнечной системы заняло одно из первых мест в списке самых значимых научных событий ушедшего года.

О том, что в космическом пространстве существует еще одна крупная планета, ученые говорили много десятилетий назад. Последователи этой теории утверждали, что некое небесное тело находится прямо за Нептуном, но при этом сильно превосходит его в размерах.

Доводы астрономов основывались на изучении необычного поведения гравитационных волн, которые сильно влияли на разные небесные тела. Никто не сомневался, что причиной подобного явления мог быть только очень массивный объект.

Какое-то время за него принимали Плутон. Однако в начале 2016 года сотрудники Калифорнийского технологического университета заявили, что в безвоздушном пространстве «воду мутит» не Плутон, а некая девятая планета. Пока ее никто не видел и доказательства представлены теоретические, но американские астрономы уверены, что вероятность ошибки равна 0,0007 процента.

Девятая планета еще не получила никакого названия. Ее открыватели - знаменитый ученый Майк Браун и молодой астроном Константин Батыгин, еще ребенком вместе с родителями эмигрировавший из России.

Сегодня они называют свою находку планетой Х. Ученые рассказали, что невидимой для людей она была до сих пор потому, что обладает невероятными размерами. Это небесное тело приблизительно в 10-15 раз массивнее Земли, а его орбита находится где-то между 200 и 1600 астрономическими единицами от Солнца. Если учесть, что 1 астрономическая единица равна 150 млн км, то становится понятно: планета Х может находиться на расстоянии до 240 млрд км от Солнца.

В том дальнем районе галактики, где обнаружена находка, в огромных количествах водятся маленькие астероиды и карликовые планеты. Считается, что такая космическая помойка» возникла после того, как здесь собрались небесные тела, оставшиеся после формирования Солнечной системы.

Отправной точкой в исследовании стало поведение планеты Седны, которую открыли в 2003 году. Седна довольно внушительна по размерам и до сих пор считалась самым отдаленным от Солнца небесным телом. Астрономы долго ломали головы, что же заставило эту огромную планету перебраться в глухую космическую «провинцию» и коротать время среди какого-то небесного мусора. Теперь ни Майк Браун, ни его молодой коллега Константин Батыгин не сомневаются, что на поведение Седны повлияли гравитационные волны огромной и мощной девятой планеты.

То, что открытие произошло пока только на компьютере, американцев не смущает. Для астрономов это обычное дело. Например, на существование Урана и Плутона ученые тоже указывали задолго до того, как их удалось увидеть воочию.

Наталья Пуртова.