Похоже, пора вспомнить бесценный советский опыт, когда мы отправляли на Луну станцию за станцией.
ПОЛОСА НЕУДАЧ
На днях японская станция, совершившая 19 января неудачное прилунение, все же подала признаки жизни. Дело в том, что в ходе посадки в пятидесяти метрах от места «парковки» у нее вышел из строя один из двигателей. И она перевернулась кверху дном. Поврежденная станция пробудилась только после того, как солнце сменило угол освещения и солнечная батарея смогла ожить. Фактически это очередной провал. Предыдущая попытка Японии достичь Луны тоже закончилась крушением. У станции отказал бортовой компьютер, который не смог обеспечить посадку. Скрытные японцы не рассказывают о деталях своих неудач.
Провалился и объявленный историческим полет станции США. Первая за последние 50 лет попытка американцев добраться до поверхности Луны привела к унизительной катастрофе. Это серьезный удар по авторитету НАСА, планирующего с помощью частного бизнеса отправить на Луну целый ряд роботизированных космических кораблей.
Миссию осуществляла питсбургская компания «Астроботик», ракету для нее предоставило совместное предприятие «Боинга» и гиганта ВПК «Локхид Мартин». Роботизированный комплекс «Переграйн» должен был доставить научное оборудование и был частью проекта НАСА «Артемис», задача которого обеспечить постоянное присутствие человека на Луне. «Переграйн» был оснащен оборудованием германского и мексиканского космических агентств. Уже через семь часов полета компания объявила, что у корабля отказала система движения и происходит утечка топлива. В конце концов его полет замедлился, он не смог переориентировать панель солнечной батареи на солнце, топливо было потеряно. К тому же потрескались внешние слои изоляции. Все это означало, что в космос был отправлен аппарат с серьезными дефектами. Кстати, на его борту наряду с научной аппаратурой находились кремированные останки бывших президентов США, чьи родственники заплатили компании, чтобы прах вместе с ДНК был доставлен на Луну. «Переграйн» стал падать и сгорел в плотных слоях земной атмосферы.
Глава «Астроботика» Джон Торнтон оправдывается, что только половина лунных миссий оказывается успешной, и большинство из них получает гораздо большее государственное финансирование, чем бюджет, выделенный на этот полет. Но у НАСА есть еще три контракта с частными компаниями по запуску роботизированных станций на Луну. Следующую миссию попытается осуществить техасская Intuitive Machines. Таким частным полетам пока не везет, два предыдущих - израильская и японская кампании - провалились. Обещанный «Гуглом» приз в 20 миллионов долларов за посадку на Луну первого частного аппарата остался невостребованным…
КРУШЕНИЕ «ЛУНЫ-25»
В прошлом году на Луне разбилась и мощная российская роботизированная станция «Луна-25». Это была наша первая за последние 47 лет попытка посадки на Луне. Сегодня человечество достигло, казалось бы, несравненно большего технологического прогресса, чем в 1960-е и 1970-е годы, но почему-то это не облегчило полеты на Луну. Наоборот, мы чаще сталкиваемся с неудачными попытками таких запусков.
Советский Союз в свое время был первопроходцем и успешно осуществил миссии «Луна-16, 17, 20, 24». Он создавал новые космические технологии, использовал автоматизированный спуск корабля с орбиты и доцифровые контроль и управление. Историк космических полетов Брайан Харви говорит: «Советский Союз осуществлял запуски с 1959 года, несмотря на все санкции. Наибольший удар по российской космической программе нанесли 90-е годы, когда произошел коллапс всей космической программы. И сегодня по затратам на освоение космоса Россия уступает США, Китаю, Европе и даже Японии».
Получается, что половина лунных миссий не достигает своих целей. Но даже запуск небольших спутников успешен только где-то на 40-50 процентов. Пока что только Китай показал безошибочность своего компьютерного управления и контроля над двигателями на стадии спуска с лунной орбиты.
ГЛАВНОЕ НЕ В ЛУНЕ, А В РУССКИХ
20 июля 1969 года «Аполлон-11» впервые доставил на Луну двух астронавтов. Восемь лет понадобилось Америке для реализации поставленной президентом Джоном Кеннеди задачи. Затем последовали еще 5 полетов, последний - в декабре 1972 года. Но затем США утратили прежний интерес к Луне, да и холодная война с СССР превратилась в рутину.
Как поясняют американские эксперты, программа «Аполлон» основывалась не на стремлении ученых изучить Луну и выйти в большой космос, а на космической гонке с русскими. США любым способом стремились показать свое превосходство над Советским Союзом. НАСА получило для этого более чем достаточные ресурсы - с 1960 по 1973 год правительство выделило на полеты на Луну почти 30 миллиардов долларов, по тем временам это была колоссальная сумма, равняющаяся сегодня 264 миллиардам. В середине 60-х на работу НАСА тратились около 4,5 процента федерального бюджета США, в десять раз больше, чем сейчас. Возникла целая «лунная отрасль», что вряд ли повторится. На Землю доставили 382 килограмма лунного грунта.
Но с окончанием холодной войны ставки понизились, лунные проекты потеряли финансовую поддержку. Закончилась космическая гонка, Советского Союза не стало. Обама был категорически против полетов на Луну, его больше интересовали ударные беспилотники. И только Трамп в 2017-м потребовал от НАСА вернуться на «лунный курс». Хотя до сих пор многие считают, что высадки на Луну были голливудской инсценировкой в студийном павильоне - одной из самых удачных психологических операций США в противостоянии с СССР. Говорят, что полная документация по программе «Аполлон» утеряна...
Первоначально НАСА собиралось осуществить пилотируемый полет на Луну в 2028 году, но неизвестно, когда это произойдет. Как объясняют американские эксперты, многое изменилось, появились другие приоритеты, другой бюджет и у каждой президентской администрации свои проекты. Нынешний проект «Артемис» сильно пробуксовывает. «Боинг» отстает с выполнением заказов, к тому же он получил очередную оплеуху с авиалайнерами. Компании приходится нанимать техников и довинчивать гайки на уже поставленных самолетах, чтобы те не теряли в полете аварийные дверцы.
И все же Луна остается большой загадкой. Аэрокосмический инженер НАСА Алисия Чинчиоло признала, что они пока плохо понимают свойства лунного грунта реголита - мелкого, как пыль, проникающего в мельчайшие щели. Непонятно, как он всколыхнется при посадке, не ослепит ли сенсоры ориентировки аппарата и лунохода. Кроме того, симуляция на Земле не позволяет точно определить сложный маневр при посадке. Получается неполная картина запрограммированного процесса, который разворачивается в тысячах милях от Земли. Космическому кораблю необходимо за 15 минут снизить почти до нуля скорость в тысячу миль в час.
Но ведь у советских инженеров все это получалось во времена, когда в Китае еще только разрабатывали космические полеты: первый китайский спутник был запущен только в 1970 году. У нас не было современных суперкомпьютеров, мгновенно обрабатывающих информацию, но творения наших великих мастеров не зарывались в реголит.
Такое впечатление, что с усложнением компьютерной техники стала труднее и посадка на Луну. А еще космическая отрасль утратила свою новизну, за передвижением марсоходов наблюдают лишь фанаты космических исследований. А Вашингтон с большей готовностью выбрасывает сотни миллиардов на войну на Украине, чем на финансирование лунной программы. Из-за этого НАСА и обратилось за помощью к частному бизнесу.
Николай Иванов.
Фото: WIKIPEDIA, JAXA,
Космический центр «восточный».