Новости науки и техники
4856 | 0

Как Николай II «зарубил» отечественный автопром

Госпожа История не раз подшучивала над отечественным автопромом. Столько глупостей, случайностей, упущенных возможностей, что хоть смейся, хоть плачь. А началось еще при царях...

Как Николай II «зарубил» отечественный автопром
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

В дневниках Николая II часто повторяется запись «катался» или для разнообразия «ездил». Узнал о гибели русской эскадры при Цусиме - поездил верхом. Назавтра «Гулял и катался в байдарке... Поехали втроем с Петей в Гатчину. Обедали и покатались». И верно, чем еще заняться, когда идет война? Надо покататься - на коне, на велосипеде, на байдарке, на шлюпке, на яхте... Впрочем, после известных событий 1905-го царь стал кататься на машинах.

ЗАБИТЫЙ ГВОЗДЬ ПРОГРАММЫ

Лет за 10 до этого госпожа История давала монарху шанс прокатиться с пользой для дела государственной важности. Воздвигнись он тогда на сиденье авто, возможно, и оправдал бы свою страсть в глазах потомков. А то и гляди дальше - империю бы сохранил.

В те дни гвоздем крупнейшей в России Нижегородской промышленно-торговой ярмарки обещал стать первый русский автомобиль. Американский автопром, к слову, еще не вылупился из стадии сарайной сборки - чего-нибудь из чего попало. Европейский автогигант «Бенц» только разменял третью сотню продаж своей самой удачной модели «Вело». В Россию ушла одна такая, да и ту видели немногие: владелец, архитектор Жиргалев, еще только осваивал вождение, готовясь потрясти Петербург. И вот тут-то, подрезая немцу дорогу на непуганый рынок, появились двое русских с машиной как минимум не хуже немецкой и при этом ровно вдвое дешевле (1500 рублей).

Конкуренты Бенца были опытными инженерами и предпринимателями. У Петра Александровича Фрезе - лучшая в Петербурге фабрика конных экипажей, у его партнера - собственный «Первый русский завод керосиновых и газовых двигателей Е.А. Яковлева». Автомобиль создали с расчетом на серийное производство и могли выпускать сотнями, был бы спрос.

Момент сложился уникальный, творцы альтернативной истории называют такие точками бифуркации. История как бы стоит на развилке и выбирает дорогу.

СИТЧИК - ОБХОХОЧЕШЬСЯ

Итак, машина уже на главной ярмарке страны, журналисты толпами. Ждут высочайшего ньюсмейкера. Вот прокатится - и уже вечером побегут мальчишки-газетчики, выкрикивая: «Сенсация! Отважная поездка государя на первом русском автомобиле!» Нашлись бы у монарха подражатели с тугим кошельком? Безусловно.

17 июля 1896 года по старому стилю в Нижний пожаловал царь.

«Вымылся в ванне», - отметил самодержец в дневнике (вот же молодец какой!). На ярмарке в тот день его заинтересовали отделы железоделательный и горный. Вечер был чудный. Царь гулял и смотрел на фейерверк.

По воспоминаниям современников, автомобиль «Фрезе - Яковлев» №1 разъезжал по площади у павильона экипажей, шокируя публику безлошадностью и самодвижностью. И что же Николай Александрович? А он ежедневно посещал ярмарку и заносил в дневник как факты осмотра павильонов, так и состояние погоды, употребленные внутрь напитки и тому подобные сведения исторической важности. Отметил «три главнейшие фирмы - ситцев, чая и пушного товара». (Представили, да? Это как сейчас над ВВЦ барражировала бы летающая тарелка, а первое лицо государства зыркнет исподтишка да и нырнет к ситцам.)

Наконец, 20-го числа прямо с ярмарки государь взошел на пароход. «Сделали отличную прогулку... и поехали на вокзал».

ПРОЕХАЛ МИМО

Пишут, что царю показали-таки самокатку. Но в дневнике об этом ни слова! Уничижительную оценку («Смотреть не на что, за границей лучше»), очевидно, приписали Николаю гораздо позже. Не с чем ему тогда было сравнить российский автомобиль. Самодвижущийся экипаж он, правда, видел годом раньше, но это был французский паровой велосипед (во как!) Millet. «Сандро и Миша немедленно (его) испробовали», - отметил царь и не возвращался к этой теме до 1903 года, когда князь Владимир Орлов уломал его прокатиться на своем авто.

«Фрезе - Яковлев» (Россия, 1896). К столетию первого русского автомобиля его воссоздали по фото и документам. Теперь возят по выставкам.

Мало того, скрупулезно записав «...потели ужасно... играли в трик-трак», царь не упомянул каретный павильон, то есть самый актуальный на тот момент, это как сейчас автосалоны. Почему не упомянул? Не потому ли, что там поблизости раскатывал огнедышащий «Фрезе - Яковлев»? На фотографии того времени по следам видно, что да - маневрировал. Мог ненароком и сшибить царскую особу. Без рельсов же, поди угадай, куда попрет.

В этой догадке много правды. Так, в 1902-м царь не позволит владельцу единственного в Крыму автомобиля выезжать на дороги, пока его величество отдыхает в Ливадии. Не забудем и случай с паровым великом - другие испробовали, а Николай, молодой, фанатично увлеченный катанием на всем, что двигается, не стал. И на «Фрезе - Яковлеве» не поехал! Струхнул? Поди теперь разберись. Не поехал и все, и не упомянул в дневнике - выкинул из головы. (Если не думать о неприятном, его как бы и нет - эту детскую черту в характере Николая отмечали многие.) А вслед за царем первый российский автомобиль проигнорировали все официальные лица империи. Фрезе и Яковлева, правда, наградили очередными дипломами: одного - за кареты, другого - за двигатели. Автомобиль не отметили. Поэтому и покупателей на него не нашлось. Говорят, разочарованные соавторы сожгли свое детище...

А спустя неделю уже знакомый нам первый российский автовладелец Жиргалев проехался по Марсову полю на своем «Бенц-Вело» №218. Автомобили вскоре начали покорять Россию, но это уже были иномарки. Первый крупносерийный отечественный автомобиль «Руссо-Балт» придет на наш рынок, уже поделенный между европейскими фирмами. Да и сам будет по факту иномаркой: главного конструктора пригласят из бельгийской фирмы «Фондю», ее автомобиль станет прототипом...

Преодолевший страхи царственный катальщик наконец будет наслаждаться поездками на заказных «мерседесах», «роллс-ройсах» и «делонэ-бельвиллях»...

СИМВОЛ ПОД ПЯТОЙ ТОЧКОЙ

С тех самых пор уже больше века правители Германии ездят на «мерсах»,  Англии - на «роллс-ройсах»; в гаражах президентов Франции обосновались «вуазены» и «делажи», позже - «ситроены». Государи понимают, что отечественный лимузин под их, пардон, пятой точкой показывает промышленный уровень страны. Если уровень недостаточный, государь поднимает его пинками, как это сделал Сталин.

Но самодержец всея Руси о таких материях не задумывался и выбирал, чтобы блестело и кататься было «приятственно». С его одобрения стали закупать для армии грузовики «рено» по цене на треть больше, чем у французов. В 20-е годы советская комиссия, выбирая прототип для производства, с некоторым изумлением заключит, что эти «рено» не годятся для российских дорог...

Напоследок информация к размышлению. В том же 1896 году некий Генри Форд продал за 200 долларов свою первую машину, «квадрицикл» - одноместную мототележку сарайной сборки. Президент США ее, впрочем, не рекламировал. Зато государственные ведомства охотно пересаживали служащих на фордовские моторы, а океан оградил американский автопром от конкурентов. Через 18 лет Америка встретит мировую войну с 1 300 000 машин! Чтобы заправлять эту прорву бензином, в США будут добывать нефти вчетверо больше, чем во всем остальном мире. Автомобиль потянет за собой целую индустрию: каждую вторую тонну мировой выплавки стали, развитые химию и электротехнику, отличные дороги. В армии союзников хлынет столько американских товаров, что вся Европа окажется в долгах у Штатов, хотя перед войной было ровно наоборот. С чем встретила войну Россия, всем примерно известно из школьной программы.

Профукал царь-батюшка свой автопром. А мог бы прокатиться, каналья!

ЧТО СТАЛО С ПЕРВЫМИ  РУССКИМИ АВТОЗАВОДЧИКАМИ?

Две печальные «полукруглые» даты отмечаем в этом году. В 1898-м загнал себя насмерть непосильной работой 41-летний Евгений Александрович Яковлев. В 1918-м не стало Петра Александровича Фрезе. До 1908 года он построил свыше 200 машин, в том числе первые в России грузовик и троллейбус. Но этот бизнес подкосили российские законы. Таможенный сбор за импортную машину был ниже, чем за ее детали россыпью. А деталей для своих моделей приходилось выписывать все больше - собственное производство Фрезе без поддержки государства отставало от конкурентов.

 Евгений Некрасов

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.