Изобретения русских ученых-эмигрантов, прославившие Россию — Мир новостей
Сегодня 20 августа 2019 г., вторник, 07:25USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152

Изобретения русских ученых-эмигрантов, прославившие Россию

2 апреля 2019

Недавно крупный представитель РАН выступил с неожиданной инициативой: ограничить молодым ученым после обучения в вузе выезд из страны, чтобы избежать продолжающейся с 1990-х годов утечки мозгов.

У молодых людей будет выбор: либо выплатить государству деньги за свое обучение, либо отработать 15 лет в отечественных научных учреждениях. Насколько данное предложение обоснованно, мы решили проследить на примерах ученых, которые предпочли перебраться на Запад.

ГЕНЕТИКА В РУКАХ СОВЕТСКОГО ЭМИГРАНТА

Удивительным образом выглядит тот факт, что хоть какое-то время в Советском Союзе генетика считалась лженаукой, но самым цитируемым в мире биологом, занимающимся геномом человека, оказался русский ученый Евгений Викторович Кунин.

После окончания МГУ молодой ученый руководил научными исследованиями по вычислительной биологии в Институте полиомиелита и Институте микробиологии в Москве. Однако в 1991 году Евгений Викторович принял решение уехать из страны, устроившись на работу в Национальный центр биотехнологической информации США.

Основные научные достижения ученого охватывают широкий спектр исследований ДНК человека, а также борьбу с вирусными и инфекционными заболеваниями на генетическом уровне. В 2017 году Е.В. Кунин вошел в число десяти самых влиятельных биологов мира по версии Semantic Scholar, системы искусственного интеллекта.

В свете данных фактов запрет на выезд из страны молодым ученым до того, как они деньгами или своими открытиями рассчитаются с государством за обучение, выглядит вполне оправданным. В противном случае получается как-то несправедливо, когда свои знания и первый научный опыт молодые люди получают в России, а их научными достижениями пользуются другие страны, срывая плоды, ими не взращенные...

ВИДАК – ПОТЕРЯННОЕ ОТКРЫТИЕ

Несмотря на неоднозначное отношение в обществе к запрету на выезд отечественных ученых за рубеж, сложно оценить те катастрофические потери, которые понесла наша страна от так называемой утечки мозгов.

В советские годы недостижимой мечтой многих советских граждан являлись видеомагнитофоны, на которые порой обменивались автомобили престижных марок. При этом самое неприятное заключается в том, что именно наша страна могла оказаться создателем этого чуда техники, продавая патенты на его производство по всему миру, ведь изобретателем видеомагнитофона стал русский ученый-эмигрант Александр Понятов.

Родился выдающийся ученый в селе Русская Айша Казанской губернии. С детства имея тягу к науке, в студенческие годы ученый водил дружбу с отцом русской авиации Н.Е. Жуковским. В годы Первой мировой войны и революции Александр Матвеевич служил боевым летчиком.

В годы Гражданской войны ученый с остатками Белой гвардии совершил «Ледяной поход» в Маньчжурию, позже перебравшись из Китая во Францию, а оттуда - в США.

Идея о создании видеомагнитофона пришла к А.М. Понятову во время Второй мировой войны, однако большинство ученых, включая создателя телевидения, также русского эмигранта В.К. Зворыкина, считали данную идею нереализуемой на практике.

Даже сам Александр Матвеевич не раз утверждал, что во время создания первого видеомагнитофона впереди него был только Бог. Тем не менее гонку с высшими силами русский ученый выиграл, и в 1956 году в Чикаго в продаже появился первый в мире коммерческий видеомагнитофон.

Спустя несколько лет в компании А.М. Понятова трудились уже более 12 тысяч человек. При этом, как и многие другие выдающиеся эмигранты, А.М. Понятов активно финансово помогал соотечественникам.

Примечательно, что в 1959 году Н.С. Хрущев после визита в США приказал изобрести отечественный видеомагнитофон, не подозревая, что его изобретателем является соотечественник, ранее эмигрировавший из страны.

ЛУЧШИЙ ХИМИК XX ВЕКА

Не секрет, что большинство крупнейших научных открытий последних двух столетий были сделаны в России отечественными учеными. Но, к сожалению, свою реализацию они обрели на Западе.

Не менее удручающим выглядит также факт утечки мозгов из страны, бороться с которым запретительными мерами пытался еще Николай I. Однако массовая волна эмиграции оте­чественных ученых началась значительно позже - во время революции и массовых репрессий 1930-х годов.

Классическим примером можно считать выезд в США известного российского химика Владимира Ипатьева, признанного величайшим химиком XX века. Именно его изобретение высокооктанового бензина позволило западным державам получить превосходство в воздушной битве за Англию над более медлительной авиацией Третьего рейха.

Советский Союз в это время получал бензин по ленд-лизу, хотя в теории мог бы и сам поставлять его странам антигитлеровской коалиции, если бы сумел удержать на родине его изобретателя В.Н. Ипатьева.

Родился Владимир Николаевич в Москве в богатой дворянской семье. С детства интересуясь химией, после окончания Михайловского артиллерийского училища молодой человек достаточно рано получил должность профессора, а в годы Первой мировой войны в звании генерал-лейтенанта уже руководил Химическим комитетом при Главном артиллерийском управлении.

После революции, несмотря на свои монархические взгляды, являясь истинным патриотом своей страны, В.Н. Ипатьев остался в советской России. Можно сказать, что своим бурным развитием советская химическая промышленность обязана именно этому человеку. Однако в тридцатые годы, опасаясь ареста, ученый в ходе зарубежной командировки решил не возвращаться в страну, переехав в США.

Во время своей работы в университете Чикаго, носящего сегодня его имя, ученый старался брать на работу лишь людей, знающих русский язык. Вклад В.Н. Ипатьева в мировую химию оказался настолько высок, что в 1937 году ученый был признан в США «Человеком года», а в Париже получил медаль имени А. Лавуазье.

Примечательно, что начиная с 1944 года В.Н. Ипатьев несколько раз подавал прошение о возвращении на родину, но каждый раз получал отказ. Умер в США в 1952 году.

БОЛЬШОЙ ВЗРЫВ ГЛАЗАМИ РУССКОГО УЧЕНОГО

Фундаментальная отечественная наука, как и прикладная, немало потеряла из-за бегства ряда крупных ученых за рубеж.

Серьезной потерей для страны стала эмиграция из СССР одного из наиболее выдающихся физиков планеты Георгия Гамова.

Георгий Антонович родился в обеспеченной дворянской семье. Окончив Петроградский (с 1924 Ленинградский) университет, молодой человек с головой погрузился в науку, став к 28 годам самым молодым членом-корреспондентом Академии наук СССР за всю ее историю.

Тем не менее события, происходившие в социальной и политической жизни страны, категорически не нравились талантливому ученому. Очевидно, предполагая, что выдающийся физик рано или поздно может решиться на побег, власти в 1931 году запретили ему выезд на Международный конгресс по ядерной физике, где должен был прозвучать доклад Г.А. Гамова.

Это стало последней каплей. Неудивительно, что из Брюсселя, где проходил Сольвеевский конгресс, ученый, с трудом получивший разрешение на выезд из рук В.М. Молотова, обратно уже не вернулся.

Позднее, работая в Университете Джорджа Вашингтона, Г.А. Гамов сумел уточнить теорию Большого взрыва, сделать несколько крупных открытий в области эволюции звезд, а также предложить гипотезу кодирования генетического кода.

Увы, данные открытия были совершены на территории США, став научным достоянием этой страны, а не Советского Союза.

Подготовил