3700 | 0

Изменим мир до неузнаваемости

Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Ежегодно 8 февраля в нашей стране отмечается праздник - День российской науки, когда страна чествует отечественных ученых, совершивших значительные открытия.

При этом приятно отметить, что ученые России находятся на передовой мировых научных исследований, а их открытия и изобретения способны изменить окружающий нас мир. Приведем наиболее значимые научные достижения прошедшего года.

ОТКРЫТИЕ ПЕРВОЕ: КОСМОС ПОД КОНТРОЛЕМ

Космические исследования всегда находились на передовой развития науки и техники. При этом для изучения космоса необходимо иметь мощный космический телескоп.

Международные информационные агентства часто публикуют открытия, сделанные космическим телескопом «Хаббл», являющимся автоматической обсерваторией на орбите Земли, созданной совместно NASA и Европейским космическим агентством.

Однако ситуация в скором времени должна кардинальным образом поменяться, после того как Россия в октябре прошлого года вывела на орбиту планеты собственную уникальную космическую обсерваторию «Спектр-РГ».

За короткий промежуток времени нахождения в полутора миллионах километров от Земли обсерватория уже открыла более 300 скоплений галактик. Проект оказался настолько эффективным, что, как отмечают ученые, обсерватория передает на Землю в сутки в два раза больше научных данных, чем ожидалось первоначально.

Автором уникального оборудования является НПО им. Лавочкина, а создателем одного из двух телескопов - Институт космических исследований РАН совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом экспериментальной физики в Сарове.

При этом интересно отметить наиболее масштабную задачу, поставленную перед космической обсерваторией, - создание карты Вселенной к 2025 году. Возможно, первые космические путешественники, которые когда-нибудь отправятся в дальний космос, будут пользоваться космическими картами российского производства.

ОТКРЫТИЕ ВТОРОЕ: СВЕРХСКОРОСТНОЙ ИНТЕРНЕТ

Редкий современный житель нашей страны никогда не выходил во Всемирную паутину. При этом часто пользователи жалуются на подвисающий, слишком медленный или вовсе отсутствующий в отдаленных от райцентров населенных пунктах интернет.

Благодаря открытию, сделанному учеными из Московского физико-технического института (МФТИ) и инженерами компаний T8 и Corning, данная проблема скоро останется в прошлом. Исследователи сумели создать систему высокоскоростного сигнала, для работы которой не нужно промежуточное усиление.

В качестве теста при использовании данной системы ученые смогли передать данные на расстояние 520 километров с гигантской скоростью 200 гигабит в секунду. И это не предел, система продолжает совершенствоваться и ставить новые рекорды. Когда она будет применена на практике, интернет существенно подешевеет, увеличится его скорость, а область покрытия дотянется до самых отдаленных уголков нашей страны.

ОТКРЫТИЕ ТРЕТЬЕ: РАК БОЛЬШЕ НЕ СТРАШЕН КУРИЛЬЩИКАМ

Борьба с курением уже много лет является головной болью властей многих стран мира, а сами поклонники вредной привычки страдают от многих неприятных заболеваний, вызванных курением табака, самым неприятным из которых считается рак.

Впрочем, благодаря открытию российских ученых, сделанному в прошлом году, с этой бедой, возможно, удастся справиться. Ученые из МФТИ и Института биоорганической химии им. академиков М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова РАН выяснили, что некоторые типы злокачественных опухолей, возникающих в легких человека, можно эффективно уничтожать с помощью аналогов белковых молекул, вырабатываемых некоторыми нервными клетками.

В ходе лабораторных исследований ученые подробно изучили особенности белка Lynх1. Это так называемая сигнальная молекула, такими молекулами обмениваются нервные клетки в мозге человека. Причем данный белок связывается с никотиновыми рецепторами, не только активируя их, но и меняя поведение клеток головного мозга. Похожие рецепторы были выявлены учеными в клетках легких и почках человека. Опыты показали, что белок Lynх1 блокирует действие никотина, не давая ему стимулировать появление и развитие злокачественных опухолей.

На основе полученных данных ученые планируют создать безопасные версии данной молекулы для изготовления лекарства, которое защитит поклонников табака от развития рака легких и иных опухолей, инициированных курением сигарет.

ОТКРЫТИЕ ЧЕТВЕРТОЕ: МУСОРНАЯ БАТАРЕЙКА

Проблема мусорных свалок, отравляющих экологию близлежащих населенных пунктов, давно волнует жителей мегаполисов России, нередко перерастая в настоящие народные волнения. К счастью, в обозримом будущем благодаря открытию российских ученых из Курчатовского института данная проблема будет успешно решена.

Специалистами базы Курчатовского института - станции структурного материаловедения «КИСИ-Курчатов» в прошлом году был определен состав катализаторов, с помощью которых можно с высокой скоростью без ущерба для экологии перерабатывать мусор в электроэнергию.

Причем данная работа имеет не узконаучное направление, а может быть эффективно интегрирована в промышленную переработку мусора. Предполагается сжигать мусор в кипящем слое данных катализаторов. Во время этого процесса будет не только соблюдена экологическая безопасность, но и получен приличный объем электроэнергии.

ОТКРЫТИЕ ПЯТОЕ: БАТАРЕЙКА БУДЕТ ЖИТЬ!

Представить современный мир без электронных гаджетов невозможно! При этом ни одно подобное устройство не работает без батарей или аккумуляторов, которые в своей массе изготавливаются на литиево-ионной основе.

Однако в мире количество литиевых ресурсов не только конечно, они могут иссякнуть в достаточно скором времени. Для человеческой цивилизации это будет достаточно ощутимым ударом, который способен привести к социальным волнениям миллионов людей, использующих электронные устройства, работающие на литиево-ионных аккумуляторах и батареях.

Способ избежать данного коллапса миру предложили ученые химического факультета МГУ имени Ломоносова. Ученые синтезировали новый материал для изготовления натрий-ионных батарей, являющихся альтернативой литиево-ионным батареям и более дешевыми по цене.

Открытие оказалось столь значительным, что ученые, сделавшие его, получили Нобелевскую премию по химии. Пока натрий-ионные аккумуляторы предполагается применять в автомобилях и иной крупногабаритной технике. Однако вскоре должны появиться модификации для применения в портативной электронике и гаджетах.

ОТКРЫТИЕ ШЕСТОЕ: АВТОМОБИЛЬНЫЙ ДОКТОР

Дорожные происшествия - вещь неприятная. Происходят они чаще всего из-за невнимательности водителя. Впрочем, зачастую владельцы транспортных средств несут лишь косвенную ответственность за аварии. Человек может уснуть за рулем, у него может подняться давление или закружиться голова. Безусловно, водители общественного транспорта проходят медицинскую проверку перед каждым рейсом, тогда как частные водители этого, естественно, не делают.

Выход из данного положения нашли российские ученые из Университета ИТМО, предложившие создать мобильное электронное приложение, которое бы в реальном времени контролировало физиологическое состояние водителя: пульс, давление, уровень усталости, сонливости и множество иных параметров. Наличие подобного приложения позволит в разы снизить количество ДТП на дорогах.

ОТКРЫТИЕ СЕДЬМОЕ: БОЛЬ ПОБЕДИТ МОРЕ

Боль, что может быть неприятнее для любого человека. В мире существует множество болеутоляющих препаратов, но одни из них не подходят для частого применения, другие слишком слабы, а третьи можно вводить лишь в стационаре.

Настоящий удар по боли сделали ученые из Тихоокеанского института биоорганической химии во Владивостоке совместно с коллегами из филиала Института биоорганической химии в Пущино. Исследователи обнаружили в морских анемонах уникальные вещества для создания принципиально новых боле­утоляющих препаратов.

Морские анемоны, выражаясь научным языком, являются продуцентами огромного разнообразия биологически активных пептидов. По данным российских исследователей, препараты на основе пептидов способны эффективно блокировать боль, взаимодействуя с ионными каналами, по которым передаются болевые ощущения. Причем новый препарат не вызывает привыкания, имея возможность снимать болевые ощущения почти на сутки.

Дмитрий Соколов.