Новости науки и техники
8695 | 0

Города будущего

Города будущего
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

Чем дальше развивается Москва, тем меньше остается свободных пространств для строительства. Не случайно департамент градостроительной политики столицы изучил возможности создания в центре Москвы многофункциональных подземных пространств, как, например, в Торонто.

ПРОБКИ - ДОЛОЙ!

Если вы окажетесь в центре этого канадского города, то вам прямая дорога - под землю. В самом деле, зачем испытывать на себе пагубу дождя и ветра, колючего мороза, когда есть подземный отапливаемый город РАТН. Выберите любой небоскреб и найдите в нем указатель к эскалатору. Последний повезет вас вниз, все дальше и дальше - и вот уже пахнет кофе из небольшого кафе, а вот фитнес-центр с бассейном и магазины, магазины... Банк и улицы со значительным количеством людей. Смотрите на указатели (они на многих языках), и вы в конце путешествия можете достичь... холла своей гостиницы.

Что же такое PATH? Это 28 км пешеходных тоннелей на 12 уровнях, 60 подземных перекрестков и 125 точек входа с поверхности. PATH занесен в Книгу рекордов Гиннесса как крупнейший в мире подземный комплекс. Он соединяет между собой более 50 небоскребов, основные достопримечательности Торонто, 5 станций городского метрополитена, железнодорожный терминал и ежедневно пропускает не менее 100 тыс. человек.

Большинство людей, живущих в центральной части крупнейшего канадского города, не знают, что такое плохая погода и городские пробки. Утром они спускаются на эскалаторе прямиком в PATH, обедают в местных кафе и отправляются на работу на метро. Затем лифт доставит их прямо к месту работы.

PATH - это более 1500 магазинов и небольших ресторанчиков, офисы, отделения банков, салоны красоты и множество других заведений, два десятка автомобильных парковок, два крупнейших универмага и шесть отелей, есть даже мини-парки и зоны отдыха. Кстати, первый подземный тоннель появился в Торонто еще в 1900 году. Но активно за развитие торговой сети взялись в 1970-х, открыли комплекс в 1987 году. На данный момент PATH принадлежит 35 частным собственникам, проект материально поддерживает город, он координирует развитие сети. Встроенные магазины, пункты услуг и общепит имеют оборот около 1,5 млрд долл. и ежегодно приносят 250 млн долл. в виде налогов.

Руководство Торонто планирует расширять свой грандиозный проект. В перспективе в городе появится еще 45 эскалаторов, ведущих в комплекс, который также существенно увеличит свои площади.

РАЗВИТИЕ «ВШИРЬ» ЗАКОНЧИЛОСЬ

Строительное освоение подземного пространства - одна из серьезных тенденций развития современных городов. И речь тут идет вовсе не о точечных проектах.

Урбанизация охватила весь мир. Особенно заметен этот процесс в Азии, где рост городов происходит на фоне роста народонаселения. В городах сегодня проживает более половины жителей Земли. А к 2050 году эта цифра, по оценкам ООН, составит 70% - численность жителей городов будет равна нынешней численности населения планеты. Этот прогноз заставляет задуматься о совершенствовании городского пространства, коммунальной, транспортной, культурной инфраструктуры. Ведь возможности для развития вширь далеко не безграничны. Именно поэтому специалисты в области градостроительного планирования во всем мире заговорили о концепциях «компактного», «глубокого», «экологичного» города, которые предполагают размещение объектов под землей.

Профессионалы, способные предложить новые решения, объединились в 1974 году в Международную тоннельную ассоциацию, которую затем переименовали в Международную ассоциацию по строительству тоннелей и освоению подземного пространства (AITES). Они регулярно собираются на конференции, реализуют совместные научные проекты, стараются привлечь внимание властей и частных инвесторов к необходимости как можно раньше использовать знания и навыки, имеющиеся у профессионалов, для решения задач развития.

ВЫСТРАИВАЯ «НИЗКОУГЛЕРОДНОЕ ОБЩЕСТВО»...

Еще одним примером интенсивного использования подземного пространства является город-государство Сингапур. Один из многообещающих проектов - строительство подземного исследовательского центра Кент Ридж парк. В настоящее время там создается несколько параллельных подземных каверн по 20 м в ширину и высоту. В каждой из них будет пять подземных этажей, включая технический. Общая площадь технопарка составит 200 тыс. кв. м. Считается, что размещение под землей лабораторий, связанных с производством электронных микрочипов и новейших медицинских препаратов, позволит избежать характерных для мегаполиса микровибраций и при этом будет меньше затрачиваться энергии на климат-контроль.

В Японии на государственном уровне приступили к реализации стратегии построения «низкоуглеродного общества». В качестве первого шага в этом направлении выдвинута концепция сосредоточения функций города на ограниченной территории, окруженной зеленым массивом. За счет этого предполагается снизить стоимость энергии, а также ее распределения. Считается, что использование подземного пространства для создания офисных помещений, жилья, торговых центров позволит разгрузить улицы и сформировать комфортную среду с прогулочными пространствами и парками.

Дальше всех японцы продвинулись в строительстве многофункциональных тоннелей-утилидоров, где размещаются системы электро- и водоснабжения, коммуникационные кабели. Для ликвидации аварий в этих системах городским службам уже не приходится всякий раз делать котлованы. Все операции можно проводить под землей.

ПОД ЦЕНТРОМ ХЕЛЬСИНКИ... МЕСТ НЕ ОСТАЛОСЬ

Одним из мировых лидеров в вопросах использования возможностей подземного пространства начиная с 1960-х годов становится Хельсинки.

Это первый в мире город, где подобное направление включено в генеральный план. Власти активно сотрудничают с частными инвесторами, которые, имея данные о потребностях города и территориях с подходящими геологическими условиями, могут успешно осваивать отдельные подземные участки.

Сейчас строительство перемещается в зоны, расположенные за пределами центра Хельсинки, где под землей свободных мест почти не осталось. Даже бомбоубежище, устроенное на глубине 30 м под православным Успенским собором, было превращено два года назад в серверный центр, обеспечивающий работу компьютеров по всему городу. Охлаждение серверов, на которое обычно тратится до половины потреб­ляемой электроэнергии, осуществляется за счет морской воды. Она подается сюда с помощью подземных трубопроводов и затем используется для отопления 500 окрестных жилых домов.

СОПЕРНИЧАЯ С ВОДНЫМИ СТИХИЯМИ...

В столице Нидерландов Амстердаме в ближайшие годы будет реализован проект АМФОРА, предполагающий освоение подземного пространства под городскими каналами для разгрузки исторического центра от постоянно возрастающих потоков транспорта и размещения здесь объектов социальной, культурной и коммунальной инфраструктуры. План предполагает, что канал временно осушат, затем возведут две несущие конструкции «стена в грунте» с железобетонными перекрытиями между ними. После того как два верхних этажа будут готовы, вода вновь вернется в канал, а строительство продолжится вглубь. Согласно плану, на одном подземном уровне площадью 1 млн кв. км можно разместить 50 тыс. парковочных мест.

А власти Куала-Лумпура (Малайзия) с помощью строительства тоннеля решили проблему разливов рек во время ливневых дождей, от которых 2-3 раза в год страдал весь центр города.

Трехсекционный тоннель, строительство которого продолжалось с ноября 2003 года по май 2007 года, имеет протяженность 9,7 км. Две верхние секции предназначены для движения автомобилей, нижняя - для отвода воды из реки Кланг в расположенное южнее территории города озеро.

...Общая тенденция в мире такова, что, выделяя территорию для освоения подземного пространства, городские власти стремятся решить сразу несколько проблем. Это нехватка полос для движения автомобилей, дефицит парковочных мест, отсутствие возможностей для расширения зеленых зон в крупных городах, нехватка помещений для общественно значимых объектов, спортивных, досуговых центров, коммерческих площадей для размещения продовольственных, хозяйственных магазинов.

В ближайшие десятилетия мегаполисы мира окончательно перейдут к практике создания подземных городов.

Александр Губанов

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.