Астероиды будут сбивать атомными бомбами — Мир новостей
Сегодня 20 февраля 2019 г., среда, 01:26USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152

Астероиды будут сбивать атомными бомбами

13 марта 2013

После падения метеорита в Чебаркуль угроза метеоритного апокалипсиса стала казаться куда реальней. В связи с этим ведущие профильные ведомства - Роскосмос, Минобороны и РАН - решили создать единый центр по предупреждению и отражению космических угроз.

По словам главы Роскосмоса Владимира Поповкина, три ведомства уже сформировали объединенную рабочую группу, и сейчас она активно работает над предложениями по противометеоритной защитной системе и рассматривает поступавшие ранее предложения. Среди основных задач по борьбе с космическими угрозами глава Роскосмоса назвал необходимость развивать и повышать эффективность средств наблюдения за малыми небесными телами и космическим мусором, вести их учет, а также создавать и испытывать средства воздействия на космические объекты и устраивать исследовательские миссии к потенциально опасным астероидам и кометам. «Выбор конкретного способа воздействия должен осуществляться с учетом размеров, массы, состава и свойств пород опасного объекта. Ведь доля опасных астероидных комет, которые нельзя обнаружить заблаговременно, может достигать 50 процентов от их общего количества», — сказал Поповкин.
В ходе круглого стола глава Роскосмоса также представил проекты противоастероидных космических аппаратов, а директор департамента разработки и испытаний ядерных боеприпасов и военных энергетических установок Росатома Олег Шубин, в свою очередь, заявил, что для перехвата астероидов диаметром более одного километра потребуется ядерная бомба мощностью более мегатонного класса. «Это составляет отдельную научно-техническую задачу, которую в принципе можно решить», — отметил Шубин.
До случая с челябинским метеоритом размах противоастероидной программы был куда скромнее: российские ученые предлагали создать в России сеть телескопов. «Надо не просто обнаружить астероид, а сделать это быстро, - объясняет директор Института астрономии РАН Борис Шустов. - Чтобы успеть принять меры. Скажем, сбить. Военные утверждают, что для 100-процентной гарантии им требуется значительное время. То есть, тусклое маленькое тело надо увидеть на расстоянии минимум в несколько миллионов километров. А значит постоянно сканировать все небо. Ведь неизвестно, откуда появится пришелец. Сегодня в мире нет таких систем, нынешние телескопы видят только отдельные участки. Причем размещать ее надо в космосе».
Между тем, готовые проекты были разработаны задолго до падения метеорита, однако, пока они не нашли своего применения. «Для защиты от астероидов нами разработана система "Цитадель", - говорит директор Центра планетарной защиты Анатолий Зайцев. - Если опасный объект обнаружен, данные о нем поступают в центр защиты. Там разрабатывается план действий и докладывается руководству страны. Последнее слово за ним. Какие могут быть меры? Отклонение с орбиты с помощью прямого удара в астероид ракетой. Еще предлагается гравитационный тягач. Считается, что это самый безопасный и экологически чистый способ. Однако он и самый ненадежный. Ведь очень непросто подлететь к стремительно летящему космическому телу и выровнять скорости».
Однако вице-премьер Дмитрий Рогозин, курирующий оборонную промышленность, заявил, что создавать такую систему защиты только России накладно и неэффективно. Видимо, атомная бомба лучше.

Екатерина Люльчак,