Академик РАН Владислав Панченко: «Человечество подобные глобальные проекты еще не решало» — Мир новостей
Сегодня 19 февраля 2019 г., вторник, 02:49USD 66.21 +0.7871EUR 76.05 +0.3152

26 июля 2017

Первая встреча цикла «Научные среды» в Доме журналистов прошла с председателем Совета Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), доктором физико-математических наук, академиком РАН Владиславом Панченко

Это редкая удача и вот почему. Сегодня происходит невиданное смешение научных дисциплин. Невозможно предсказать какие дисциплины и ученые понадобятся завтра. А РФФИ, который возглавляет Владислав Панченко, это механизм, благодаря которому ученые могут динамически объединяться и решать разные задачи.

ГРАВИТАЦИЯ И ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ

Несмотря на довольно сложные времена, которые переживает современная российская наука, Владислав Панченко настроен оптимистично. Он рассказал, что к самым последним выдающимся достижениям мировой науки наши ученые имеют самое непосредственное отношение.

- В феврале 2016 года в США в лаборатории LIGO было совершенно одно из самых громких открытий современности - экспериментально зафиксированы гравитационные волны, - начал свою речь Владислав Панченко. - У истоков этого события стояли два российских физика Михаил Евгеньевич Герценштейн и Владислав Иванович Пустовойт.

В 1962 году они опубликовали в «Журнале экспериментальной и теоретической физики» статью, в которой предложили оригинальный оптический метод поимки неуловимой гравитации.

- Именно по пути, предложенному Герценштейном и Пустовойтом, и пошли американские исследователи Кип Торн, Роналд Древер и Рейнер Вайс, возглавившие в дальнейшем международную коллаборацию. В ее составе трудилось более тысячи ученых из 14 стран, в том числе и из России.

Российские ученые также участвуют в мировых мегапроектах, которые со временем изменят привычный нам мир.

- Это китайская инициатива «Пояс и путь» - попытка возродить Великий Шелковый путь, - привел пример Панченко. - Человечество подобные глобальные проекты еще не решало: по его продолжительности, реальному бюджету, по числу стран, видов различных экономик, политических систем, которые задействованы в этом проекте.

Идея «одного пояса и пути» заключается в создании инфраструктуры и налаживании взаимосвязей между странами Евразии. В нее входит два ключевых направления развития: экономический пояс Шелкового пути и морской Шелковый путь.

Речь идет о создании торгового коридора для прямых поставок товаров с востока на запад на льготных условиях. Этот экономический коридор должен соединить Азиатско-тихоокеанский регион на востоке с развитыми европейскими странами на западе. Население вовлеченных стран насчитывает более 3 миллиардов, а общий объем ВВП около 21 триллиона долларов.

- Научное сообщество сейчас пытается понять, на чем, на каком фундаменте построить этот проект, - поделился академик. - Всем ясно, что его реализация увеличит ВВП всем участвующим странам в два раза. Но это не краеугольный камень этого начинания, потому что удвоить ВВП можно и другими способами. Но вот какой способ построения подобного суперсистему мегапроекта оптимальный — пока такого понимания нет и его предстоит найти. В этой работе задействован интеллектуальный потенциал практически всех ведущих стран мира.

ЭФФЕКТИВНЫЙ ДИАЛОГ С БИЗНЕСОМ

От глобальных вызовов господин Панченко перешел к практике. Еще один аспект деятельности РФФИ — сотрудничество с госкорпорациями и представителями крупного бизнеса.

- Обычно отношения между учеными и бизнесом строятся на неправильном подходе — ученые предлагают, бизнесмены думают, как эти разработки приспособить к их нуждам. Мы пошли по другому пути, - делится опытом Владислав Панченко. - Мы спросили у железнодорожников, что им нужно? Ведь ученые многое знают и понимают, но не знают, что именно необходимо практикам. Они сформировали список проблем и его изучили около четырех тысяч наших экспертов.

Оказалось, что больше половины решений науке известны, нужно просто эти знания приложить к конкретной ситуации. Многие вещи, которые железнодорожники не могли осуществить прекрасно реализуются с помощью существующих научных инструментов.

- Тем самым, мы привлекли внимание людей, для которых эти проблемы являются исследовательской частью. Задействовали огромный интеллектуальный потенциал к решению прикладных задач. Эта программа действует уже пять лет и оказалось, что 25% разработок были внедрены в реальное производство. Новое руководство РЖД увидев эту цифру не поверили и дали команду перепроверить эти данные, потому что обычно этот показатель не превышает 3-5%.

На этих принципах выстроено сотрудничество РФФИ с Росатомом, Роснефтью и другими крупными отечественными компаниями.

КАК СКРЕСТИТЬ ФИЗИКА И ЛИРИКА

В прошлом году к РФФИ был присоединен Российский гуманитарный научный фонд.

- Когда эта идея обсуждалась с администрации президента, в правительстве, основные вопросы были связаны с тематикой исследований, - затронул эту тему академик РАН. - Стояла задача максимально использовать естественно-научные достижения обеспечить перенос и внедрение естественно-научного знания в гуманитарные дисциплины. Использовать огромный потенциал междисциплинарных исследований.

На недавнем форуме по научной дипломатии в МГИМО дипломаты много говорили о необходимости использования больших баз данных, а это, между прочим, чисто математическая дисциплина.

- Например, мы подготовили несколько проектов междисциплинарных исследований, одно из них — психическое здоровье нашего общества. В этом исследовании задействованы психологи, психиатры, социологи, люди, которые занимаются исследованием когнитивными свойствами человека.

Сейчас появились технологии, которые достаточно достоверно за две недели предсказывают эпилептические припадки. Это уникальное междисциплинарное фундаментальное исследование, которое включает в себя последние медицинские достижения и возможности новейших технологий.

Другой пример — молодое направление в науке - палеогеномика. Благодаря палеогеномике - наука о человеческой эволюции вступила в новую фазу. По древним останкам ученые могут установить пол человека, его расовую и этническую принадлежность, наследственные заболевания.

Древние останки – это огромная непрочитанная генетическая библиотека. В России одна из основных задач палеогеномики – генное картирование всех этнических групп страны.

- Генетические исследования останков и артефактов позволили открыть целую новую ветвь эволюции - это алтайский «денисовский человек», - считает Владислав Панченко. - Появились и новые более точные методы датировки артефактов, которые перевернут наши представления о прошлом, дадут новую пищу для исследований истории человечества.

Тонкая грань между гуманитариями и физиками в 21 веке окончательно истончилась и современные научные исследования невозможны без их тесного взаимодействия.

Вячеслав Степовой.