Чрезмерное пребывание детей перед экранами может вызывать у них эмоциональные расстройства и поведенческие отклонения — к такому выводу пришла международная группа исследователей после анализа данных почти 300 тысяч несовершеннолетних со всего мира. Информация об этом опубликована в научном журнале Psychological Bulletin.

Один из авторов исследования, доктор Майкл Ноэтел, представляющий Университет Квинсленда, объяснил: «Чем больше времени ребёнок проводит с телефоном, планшетом или перед экраном, тем выше вероятность развития тревожных состояний, агрессивности или заниженной самооценки. Однако и обратная зависимость имеет место — дети, уже сталкивающиеся с психологическими трудностями, чаще тянутся к гаджетам в поисках эмоционального облегчения».
Учёные подчёркивают, что эмоциональное состояние и поведение детей тесно взаимосвязаны с их цифровыми привычками. Длительное взаимодействие с экранами способствует росту внутреннего беспокойства и внешней агрессии, в то время как дети, испытывающие подобные трудности, чаще погружаются в мир гаджетов. Особенно подвержены негативному воздействию устройства дети в возрасте от 6 до 10 лет — больше, чем малыши младше пяти лет.
Доктор Ноэтел подчёркивает, что одного ограничения времени перед экраном недостаточно. Если ребёнок постоянно уходит в цифровое пространство, это может говорить о том, что ему необходима эмоциональная поддержка, а не просто контроль или отключение интернета.
Специалисты рекомендуют родителям обращать внимание не только на продолжительность взаимодействия ребёнка с гаджетами, но и на содержание: что именно он смотрит и во что играет. Также они советуют использовать специальные программы, которые помогают родителям лучше понимать как цифровое поведение детей, так и их внутреннее состояние.
Отличительной особенностью данного исследования стало то, что оно базировалось на долгосрочных наблюдениях, в отличие от большинства работ, анализирующих данные лишь за один день. Такой подход позволил учёным отследить, как цифровые привычки и психическое здоровье влияют друг на друга с течением времени. Это приблизило исследование к пониманию причинно-следственной связи, хотя полностью исключить влияние внешних факторов, включая семейное воспитание, пока невозможно.
«Мы не можем в рамках эксперимента забрать у тысяч детей гаджеты, но проведённая нами работа — это наиболее точное приближение к пониманию того, как экраны действительно влияют на детскую психику», — резюмировал доктор Ноэтел.