Американские ученые из Университета Карнеги-Меллона выяснили, что использование интернета в процессе мозгового штурма может негативно сказываться на оригинальности идей. Исследование опубликовано в журнале Memory & Cognition.

В ходе эксперимента участникам предложили придумать нестандартные способы использования зонта и щита. Одна группа могла свободно пользоваться поисковыми системами, в то время как вторая должна была полагаться исключительно на собственную фантазию.
Как оказалось, интернет-команда чаще предлагала шаблонные и схожие между собой идеи, тогда как участники второй группы демонстрировали больше творческого подхода. Ученые объясняют это «эффектом фиксации» — когда внешние источники, особенно в сети, навязывают определенные модели мышления и сужают креативный потенциал.
«Это не значит, что интернет делает нас глупее. Он просто формирует другую среду мышления. Главное — уметь отделять вдохновение от подражания», — отметил один из авторов исследования Марк Паттерсон.
Ученые советуют сначала генерировать идеи самостоятельно, а уже потом обращаться к интернету для уточнения или расширения. Это позволяет сохранить свежесть мышления и по-настоящему оригинальные решения.