Новости культуры и искусства
3113 | 0

Жизнь Адель

Жизнь Адель
Читайте МН в TELEGRAM ДЗЕН

До закрытия 66-го Каннского кинофестиваля оставалось еще несколько дней, но главный претендент на «Золотую пальмовую ветвь» был уже очевиден, неясным оставалось только одно – хватит ли у жюри во главе со Стивеном Спилбергом смелости наградить этим призом фильм о лесбийской любви? Для отечественных кинокритиков – в отличие от их западных коллег, пребывавших от «Жизни Адель» в перманентном восторге – радость от просмотра картины была омрачена мучительными переживаниями. 

Каждый из них в своей лестной статье о фильме считал своим долгом выразить сомнение в том, покажут ли это кино хотя бы раз в России. Основания сомневаться, разумеется, были – «гомосексуализму – бой!» кричат нынче изо всех углов православные активисты, и кто-то к ним даже прислушивается. Но опасения в итоге не оправдались – прокатное удостоверение дистрибьюторы получили по первой же просьбе. И вот опус магнум Абделатифа Кешиша, за судьбу которого столь переживали наши журналисты, таки стартует в России. 

Трехчасовое полотно, подробно описывающее три года из жизни юной Адель, основано на графическом романе Жюли Маро «Синий – самый теплый цвет» (под таким названием – «Blue is the warmest color» – фильм и представлен в англоязычных странах). К слову сказать, именно отталкиваясь от этого названия, и строит Абделатиф Кешиш визуальный ряд своего фильма – кроме обязательной синеволосой Эммы, в этот цвет окрашено постельное белье Адель, стены в детском саду, где она работает, синим залит танцпол в ходе одной из вечеринок, а в финале девушка плывет по морю того же ярко-синего цвета. Впрочем, надо полагать, что значение цвета – будь он хоть голубым – интересует читателя в рецензии на драму о гомосексуальной любви в последнюю очередь.

Но вот интересный момент – в этом и кроется основная удача Кешиша – история любви двух девушек на наших глазах превращается в историю любви… просто любви, без всяких указаний на пол и ориентацию. И любовь эта настоящая – та самая, что долготерпит, милосердствует, не завидует и далее по списку. Такой любви в кино не было уже давно, в последнее время нам в ее обличье предлагают одни только симулякры – и оттого, что отношения там правильные, разнополые, как-то не особо легче. Таким же симулякром была «Горбатая гора» – фильм не про любовь, а про геев. Разница между «Жизнью Адель» и «Горбатой горой» состоит в том, что Кешиш не ставил целью доказать, что быть лесбиянкой нормально, и не стремился эпатировать достопочтенную публику. Кешишу, откровенно говоря, безразлична как публика, так и лесбиянки. Он снимал кино для своего удовольствия – и, судя по масштабным постельным баталиям, обильно представленным в ленте, удовольствие получил немалое.

Но нельзя допустить, чтобы за околосексуальной мишурой потерялась главная идея фильма. Для Кешиша секс, хоть и важен, но не превращается, слава богу, в самоцель – «Жизнь Адель» не что иное, как история взросления. Дети не становятся автоматически взрослыми по достижении определенного возраста, взросление – это всегда процесс, сопряженный с каким-то психологическим сломом. Нередко таким сломом становится первая влюбленность – это чувство заставляет человека вглядываться в своего партнера, пытаться понять его мысли и чувства. Адель даже в тот период, когда они с Эммой начинают жить вместе, все равно остается ребенком, руководствуясь сиюминутными желаниями и позывами. Рубиконом для нее становится ссора с Эммой – только оставшись в одиночестве, она преображается как внешне, так и внутренне.

Заслуга режиссера в проработке этого процесса шлифовки души и характера, разумеется, есть, но без содействия со стороны актрисы Адель Экзаркопулос фильма бы просто не получилось. Любопытно, что героиню графического романа Жюли Маро изначально звали Клементиной, но Кешиш, найдя Адель, по собственному признанию не смог себя убедить, что у этой девушки может быть какое-то другое имя. И переоценить вклад Адель в эту картину невозможно, кино в буквальном смысле существует только благодаря ей – не зря же жюри Каннского фестиваля решило наградить не одного только Кешиша, но и обеих его актрис. Мало того, что девушка гениально передает мельчайшие эмоции своей героини, она еще и выглядит так, что от нее сложно отвести глаз. Таким образом режиссера можно поблагодарить уже за одно то, что он открыл миру Адель – а уж в том, что это восходящая звезда французского кино, сомневаться не приходится.

Евгений Вихарев

 

Подпишитесь и следите за новостями удобным для Вас способом.