«Толерантно, но скучно», - такими словами оценили фестиваль большинство кинематографистов не из числа рьяных приверженцев президента ММКФ.
Такое впечатление, говорили видные кинокритики, что ленты отбирали по остаточному принципу - то, что другим фестивалям не приглянулось. Поначалу Михалков держался молодцом, но потом, видимо, вспомнив, что лучшая защита - это нападение, стал обвинять собравшихся в необъективности, ангажированности. И даже пригрозил своим уходом - то ли с поста президента ММКФ, то ли с пресс-конференции. Однако с тем, что организовано все было не слишком, согласился. Более того, пообещал, что так впредь и будет... если, конечно, в ближайшее время ему не выделят средства на строительство фестивального центра в районе Лужников.
Некоторые «злые языки» откровенно «восхищались» предприимчивостью Никиты Сергеевича. В прошлом году было объявлено, что фильм закрытия будет идти в двух залах, а потом всех слили в один, тем самым устроив гипераншлаг, и торжествующий Михалков изрек: «Видите, как люди ломятся на наше кино!» Нынче же во время показа нового фильма Киры Муратовой почему-то выключили кондиционеры, народ, обливаясь потом и обмахиваясь платочками, периодически коллективно падал в обморок. А режиссер и президент это охотно комментировал: «Я думаю, что правительство Москвы теперь поймет, что фестиваль заслужил свой адрес, и даст нам удобное помещение».
Ну а что касается толерантности, действительно вопросов нет. Фильм-победитель «Частица» - о тяжелой судьбе турецкой женщины. «Зрительские симпатии» и приз кинопрессы достались голландскому «Маттерхорну» - о нетрадиционной мужской «дружбе». Все в духе времени... Как и величественные цифры, объявленные по итогам 35-го ММКФ: 73 тысячи зрителей, несколько тысяч аккредитованных журналистов и гостей... Вот только о нескольких десятках пенсионеров, которые в кинотеатре «Октябрь» во время закрытия едва ли не дрались за халявные пиво и бутерброды, не было сказано ни слова. Как, впрочем, и о девушках довольно «легенького» поведения, которые с бейджиками «технический персонал» всеми правдами и неправдами прорывались на фестивальные банкеты...
ДЕПАРДЬЕ ПОДЕЛИЛСЯ «ЖЕНСКИМ» ОПЫТОМ
Помимо Никиты Сергеевича и главного заморского гостя Брэда Питта особое внимание привлекал, разумеется, почти наш уже Жерар Депардье - его «Распутин» закрывал фестиваль. О знаменитом французе мы решили расспросить Филиппа Янковского, который снимался с мсье Жераром в этой картине.
- Филипп, на фестивале вы общались с Депардье в основном жестами, а как разговаривали на съемках?
- У нас была интернациональная группа: французский режиссер, итальянские операторы, русские актеры. Поэтому официальный язык у нас был английский, а еще я немного говорю по-французски и по-итальянски.
- Жерар на правах старшего давал вам советы?
- Да. Я играл князя Юсупова и, по сценарию, переодевался в женское платье. Жерар видел, что мне неудобно в этом наряде. Как-то подошел, спрашивает: «Ты первый раз играешь женщину?» «Да, - говорю. - Все-таки для мужчины это непривычно». «Это еще ничего, - начал успокаивать он меня. - У тебя всего три сцены, а я в одной комедии все 50 съемочных дней в женском платье ходил!»
- Говорят, характер у француза не сахар.
- Да нет, мы с ним подружились, он очень хороший, приятный человек.
- А почему он не вышел на красную дорожку?
- Не знаю, с утра вроде собирался. Может, ему просто жарко? 30 градусов все-таки - наверное, Жерар решил, что ему это тяжело...
Андрей Князев,
Екатерина Маслова
Фото FOTOBANK.COM