Нынешний театральный сезон уже получил название «Шекспировский». «Отелло» в «Сатириконе», «Мера за меру» в Пушкинском, «Гамлет» сразу в трех столичных театрах. В Et Cetera тоже решили взяться «за Вильяма нашего, Шекспира».
В театре Александра Калягина театральный классик Роберт Стуруа, являющийся в Et Cetera главным режиссером, поставил «Комедию ошибок». Стоит отметить, что Стуруа - признанный специалист по Шекспиру. К примеру, «Гамлета» он ставил пять раз. Мало того, ни разу не повторился в своем прочтении великой пьесы, а британская версия 1992 года вошла в десятку лучших интерпретаций «Гамлета» за последние полвека.
К «Комедии ошибок» режиссер обращается не в первый раз - прежде ставил пьесу в Хельсинки. А в Et Cetera это уже третья шекспировская постановка Стуруа - до того были «Шейлок» и «Буря», где играет худрук театра Александр Калягин.
- С Шекспиром у меня получается как с женой, от которой уходишь, но потом все равно возвращаешься, - шутит мастер.
«Комедия ошибок» - это переделка комедии римского писателя Плавта «Менехмы». В историю о двух близнецах Шекспир добавил еще пару двойников. Итак, в городе Эфесе волею веселого случая или трагической судьбы, кто как расценит, сходятся два отпрыска богатой купеческой семьи, похожих друг на друга как две капли воды, и еще пара близнецов - их слуг, тоже неотличимых друг от друга. Нелепые, смешные курьезы неизбежны в сюжете, события следуют друг за другом так стремительно, что, кажется, за ними просто не уследить. Путаница доведена до абсурда, вереница веселых розыгрышей бесконечна...
Однако сам Роберт Стуруа жанр спектакля определяет не как трагифарс, а как драму.
- Я думаю, что «Комедия ошибок» - это рассказ о мире, в котором все неспокойно и все до крайности запутанно, - рассуждает режиссер. - От быстрой смены политической жизни, от бесконечных поворотов в человеческих судьбах люди потеряли ясность - их мышление стало нелогичным и спутанным. И они уже не замечают абсурда вокруг.
Ксения Позднякова