Ушел тихо. Как и жил все последние годы. Не было ни жалоб, ни истерик, ни вала тревожных сообщений, которые СМИ обычно превращают в дикий сериал. Была тишина, практически благостная. Ясное небо. Оттого и гром так страшен.
В вахтанговском плачут все: билетеры, костюмеры, администраторы. Плачет Людмила Максакова, не может говорить, отказываясь верить в случившееся. Плачет жена Эльдара Рязанова, умоляет ничего не сообщать мужу - он не переживет...
Теперь, конечно, Эльдар Александрович, у которого Яковлев работал на пяти картинах, все уже знает. 2 декабря они договаривались встретиться на «Звезде театрала» - Юрию Васильевичу должны были вручать очередную премию. Не судьба...
«МНЕ ПОМОЩЬ НЕ НУЖНА»
Последние три спектакля «Пристань» в вахтанговском Яковлев уже не играл - лежал в больнице, а никто особо и не догадывался. Как это похоже на Юрия Васильевича - в жизни, в отличие от сцены, он старался быть как можно менее заметным. Помнится, лет десять назад легендарный актер приехал на фестиваль «Киношок» отмечать 40-летие «Гусарской баллады». И за 12 дней показался фестивальной публике лишь трижды. На открытии - в шикарном бежевом костюме и с широкой улыбкой. На юбилейном вечере - в гусарском кителе, с «боевой подругой» Ларисой Голубкиной. И на закрытии - с несколько потухшим взглядом, направленным внутрь себя: все ведь, ради чего стоило быть шикарным и боевым, кончилось. Остальные же дни Юрия Васильевича как будто не было. Фестивальная публика шушукалась: и насчет здоровья, и по поводу распространенного актерского недуга. Может, и небезосновательно - не в том суть. В своем номере Яковлев сидел, потому что уединение ценил превыше всего на свете.
Лишь раз за последние годы он попал в центр нездорового публичного внимания. Перед самым 85-летием, когда на НТВ забили в барабаны: «Любимый актер слепнет! Выходить на сцену опасно!»
...Он вышел в день юбилея. Как всегда, элегантный, с тростью. Скромно, даже слегка застенчиво поблагодарил «друзей» за заботу. Заверил, что с ним все в порядке, сыграл, как всегда, тонко, акварельно. А на сайте Театра им. Вахтангова тем временем появилось обращение к зрителям: «В последние два дня ряд периодических изданий опубликовал информацию о том, что я почти ослеп и остро нуждаюсь в помощи. Спешу вас заверить, что эта информация ложна. Я здоров и продолжаю работать в любимом Вахтанговском театре».
Он и теперь тихо готовился к выписке. Врачи уверяли: состояние опасений не вызывает, анализы в порядке, давление в норме. Сам Яковлев улыбался, шутил. Как будто убеждал всех вокруг: насчет меня не беспокойтесь, не стоит. Разве мог он жаловаться, стонать? Из его уст все привыкли слышать только «пожалуйста», «будьте добры»...
ПОРОДНИЛСЯ С РАЙКИНЫМ И КОЗАКОВЫМ
Яковлев вообще не больно был похож на актера. Показухи и позерства - ни на грамм. Капризы, себялюбие - даже представить сложно. По ролям складывалось иное впечатление, порой прямо противоположное. Но близким-то виднее.
- Почему-то все думают, что у меня на папу должна быть какая-то обида, - рассказывала как-то его дочь от первого брака - актриса Алена Яковлева. - Да, было обидно, горько, что мы мало общаемся. Но испытывать к нему отрицательные чувства?.. Да избави боже! Не надо ассоциировать его с поручиком Ржевским, с Ипполитом - он совсем другой. Ему бы посидеть, немножечко коньячку выпить или почитать... Порой говорю ему: «Пап, ты ж действительно не бабник, как же ты троих детей родил?» Он безумно обаятельный человек. Просто в другом мире существует, в своем каком-то, на папу даже сердиться трудно.
Дамским угодником и ловеласом народный любимец действительно не был. Несмотря на три брака. Но вот удивительная вещь. Через извилистые цепочки матримониальных связей Юрий Яковлев практически породнился сразу с тремя народными артистами: Аркадием Райкиным, Михаилом Державиным и Михаилом Козаковым.
Райкин некоторое время был тестем Яковлева, когда тот женился на его дочери Екатерине. Которая, в свою очередь, прежде была замужем за Державиным. Такой вот замысловатый клубок. Но это еще далеко не все. В 1961 году Яковлев развелся со своей первой женой - врачом Кирой Мачульской - и женился на Екатерине Райкиной. В том же году у актера родились сын и дочь. Практически в одно время. Сын Алексей - от Екатерины, дочь Алена - от Киры.
В актерских кругах до сих пор гуляет байка о необычной встрече сводных сестры и брата. Когда Алексей и Алена окончили школу, они оба, не ведая о существовании друг друга, подали документы в Щукинское театральное. А встретившись в коридорах училища, тут же влюбились друг в друга. И только позже «добрые» люди рассказали об их родстве...
Юрий Яковлев со своими детьми |
Брак Екатерины Райкиной и Юрия Яковлева, несмотря на рождение общего сына, спустя три года дал трещину. И актер женился в третий раз - на Ирине Сергеевой, которая долгие годы возглавляла Музей Театра имени Вахтангова. У супругов родился сын Антон.
А старшая дочь, Алена Яковлева, породнила своего отца с другим прославленным актером - Михаилом Козаковым, выйдя замуж за его сына Кирилла. Правда, расстались дети народных довольно быстро, долгое время вообще не общались. Кирилл даже не принимал участия в воспитании дочери Маши. А его папа, Михаил Козаков, говорил о бывшем родственнике весьма отстраненно: «С Юрой мы раньше были в приятельских отношениях, сейчас видимся гораздо реже. И сказать, что нас сблизила общая внучка, было бы неправдой».
«УЖЕ ДУМАЛ «ХОРОНИТЬ» СЕБЯ»
Юрий Яковлев практически не общался с журналистами. На просьбы об интервью обычно вежливым голосом сообщал: «Извините, не хочу. Неинтересно». Это интервью - одно из редчайших.
- Юрий Васильевич, вы же в пенсионеры не записались еще, правда?
- Да, пока еще работаю. В Театре Вахтангова поставили замечательный спектакль, в котором играем вместе с Владимиром Этушем. Жаль, идет он редко: то я болею, то он, то и он, и я.
- Интересно, а в сериалы вас зовут?
- Все реже - знают же, что в сериалах я не снимался и сниматься не собираюсь. К этому жанру отношусь весьма отрицательно.
- Говорят, вас с трудом уговорили и на съемки в продолжении «Иронии судьбы».
- Мне роль не очень понравилась. Да и моим товарищам тоже. Зрители после этого фильма говорили: мол, совсем не тот Ипполит. В общем, приятного мало, но жаловаться на судьбу не стану. Считаю, в жизни мне крупно повезло - сыграл столько хороших ролей.
- О каких эпизодах в жизни вы не любите вспоминать?
- У меня был период невостребованности в театре. Почти пять лет я ничего не играл. Уже думал «хоронить» себя совсем. А потом вспомнил историю из детства. На киностудии, куда меня, 10-летнего, пригласила незнакомая тетя, попросили надкусить яблоко и сказать всего лишь одно слово: «Кислятина». Наверное, я не слишком колоритно жевал, потому что больше меня не позвали. А через некоторое время пошел в кино и увидел, как яблоко надкусывает главный герой фильма «Тимур и его команда». Это было вообще смерть! Но ничего, пережил...
- Вы часто сталкивались с завистью?
- Да уж, это встречается в актерской среде. И зависть, и недоброжелательность. Стараюсь просто не обращать внимания. Пусть моим завистникам будет от этого хуже.
- Можете назвать себя счастливым человеком?
- Счастье - понятие весьма относительное. Допустим, стою я на улице, ловлю машину. Одна, вторая проехала мимо, третья... Наконец пятая остановилась. И вот оно, маленькое счастье!..
Вячеслав Шмыров, киновед:
- Юрий Яковлев всю жизнь проработал в одном театре - Театре имени Вахтангова. И, наверное, это стало главной удачей его жизни. Потому что большая занятость на сцене позволяла ему более разборчиво подходить к работе в кино.
Яковлев, без сомнения, был одним из первых красавцев советского кино. Даже с элементами надменности, недоступности. Такими были его поручик Ржевский из «Гусарской баллады» или граф из экранизации пушкинского «Выстрела». Победа простоватого Жени Лукашина в борьбе за сердце Наденьки в «Иронии судьбы» тем убедительнее, что достигнута в противостоянии с таким Ипполитом. Но сам Яковлев умел, если надо, великолепно «опрокинуть» свою статность, сделать ее объектом пародии и насмешек. Когда выговаривал той же Наде за ее легкомысленный образ жизни или в зимнем пальто становился под душ. Его управдом Бунша - человек, не просто похожий на царя Ивана Васильевича, а словно бытовая пародия на русского правителя. Ну а верх эксцентрического проявления - это, пожалуй, пацак Би из «Кин-дза-дзы!». Туповатый советский обыватель, привыкший жить по раз и навсегда определенным правилам и попавший в абсурдную ситуацию с необходимостью жить на другой планете.
Эта роль оказалась последней в ряду выдающихся киносвершений Юрия Яковлева. Вскоре «на другой планете» оказалась вся страна. И новым временам оставалось только цитировать прославленных яковлевских персонажей - будь то Иван Васильевич в «Старых песнях о главном-3» или Ипполит Георгиевич в «Иронии судьбы. Продолжение».
Дмитрий Мельман, Андрей Князев, Александра Стефанова
Фото РИА «НОВОСТИ», FOTOBANK.COM