Во Флоренции в больнице скончался Оскар Рабин - художник, который всю жизнь боролся за свободу выбора своей дороги.
Так получилось, что он прожил две жизни – совершенно разные. Первая прошла в СССР, в бараке в Лианозово. Его преследовали, исключали, выгоняли, давили бульдозером - буквально! Зато вторая жизнь стала счастливой - в Париже, на древней улочке Кенкампуа, в ателье c окнами на Центр Помпиду.
Оскар стал известен еще в шестидесятые годы: лидер «Лианозовской школы» художников-нонконформистов, он организовал их единственную выставку в Битцевском лесопарке. Выставка была снесена бульдозерами, и самого Рабина они едва не задавили - спас сын Саша, вытащивший отца из-под гусениц.
Вскоре, в 1978-м, Рабина и его жену, художницу Валентину Крапивницкую (дочь его наставника - Евгения Крапивницкого), лишили советского гражданства, как тогда же Ростроповича и Вишневскую.
В 1990-м гражданство вернули - и, наконец, в прошлом, 2017 году, посол России во Франции Алексей Мешков торжественно вручил Оскару новый российский паспорт.
В советский период картины Рабина отличались мрачностью - так виделась ему окружающая его жизнь, символами который стали почти черная тень, водка и селедка на обрывке газеты.
В парижской жизни картины постепенно наполнились красками, появились улыбающиеся женские лица, цветы, шампанское.
В живописи Рабина всегда два плана, как в кино: на крупном - натюрморт, на общем - пейзаж. И через все это – сокровенная идея, которую надо суметь считать. И задуматься.
Первая выставка Оскара состоялась без участия автора - в 1965 году в Лондоне. С тех пор у него были десятки, если не сотни экспозиций во всех странах мира. В этом юбилейном году его 90-летия они проходили во многих французских галереях - в том числе, в Гран Пале в Париже.
А в сентябре сбылась его давняя мечта - и я рада, что мне удалось ее исполнить: выставка на прекрасной Корсике. В лучшем выставочном зале Аяччо - Эспас Даман - мэр города Лоран Марканжелли и посол Алексей Мешков открыли ее, а кураторами стали корсиканка Сильвен Зевако, внучка создателя романов «Плаща и шпаги», и я, давний друг Оскара.
Посетители смогли увидеть также и замечательные картины Татьяны Лысак-Полищук, второй жены Оскара, которую он называет своей единственной ученицей.
Оскар Яковлевич, интеллигент и скромнейший человек, никогда не кичился своим талантом. Зато любил принимать у себя дома друзей и друзей друзей, пить чай с ними, разговаривать о жизни, об искусстве.
25 декабря 2014 года к нему зашёл Евгений Евтушенко - посмотреть на его новые картины. И написал чудные, трогательные и очень верные строки, которые могли бы стать его эпитафией:
«Русь без живописи Рабина,
ты была бы так ограблена.
Положил в твою середочку
Как русалку он селедочку!
А за елями, берёзоньками
Лишь полоска брезжит розовая
Как Надежда ненадежная,
Может, все-таки возможная...»
Елена Жоли.