Все обсуждают просто бешеные цены, по которым продаются билеты на отдельные спектакли. А все началось с «Гамлета» Льва Додина, на который можно было попасть за 15-20 тысяч.
С разных сторон посыпались вопросы: а кто в состоянии платить такие деньги? И кто вообще теперь будет ходить в театр?
Этот питерский спектакль показывали на сцене театра «Мастерская Петра Фоменко» в рамках проведения фестиваля «Золотая маска».
За два месяца до показа было опубликовано объявление следующего содержания: «Из-за сложного сценического решения и адаптации спектакля под новую площадку в зрительном зале будет снята часть мест, что сокращает их общее количество. В продажу поступят билеты только в амфитеатр и партер в ценовом диапазоне от 15 до 20 тысяч за билет».
Как ни странно, театральная общественность взорвалась только после того, как вышеозначенный спектакль прошел. Критики на своих страницах в соцсетях стали вопрошать: откуда же взялись такие цены? Каким образом театр их формирует?..
Между тем высокие цены на билеты в столичные театры - это отнюдь не новость. В театре Вахтангова и «Гоголь-центре» их стоимость доходит до семи тысяч, в «Современнике» - до восьми, в Театре им. Моссовета - до десяти. И это далеко не предел.
На «Рассказы Шукшина» в Театре наций билеты стоят от 5300 до 27 000. Попасть в партер на «Спящую красавицу» в Большом театре можно за 17 тысяч, на «Щелкунчика» - за 20.000.
А многие до сих пор вспоминают 2011 год. Тогда в октябре состоялось торжественное открытие главного театра страны после многолетней реконструкции. Как само мероприятие, так и цены на билеты были просто грандиозными: от 90 тысяч рублей на балкон до двух миллионов в партер! Как оказалось, то были самые дорогие билеты за всю историю театральной Москвы.
Разумеется, далеко не каждый готов выложить за просмотр спектакля даже пять тысяч, уж не говоря о большем. Возможно, поэтому недавний соцопрос и выявил печальную тенденцию: за последние 10 лет 14% россиян вообще перестали ходить в театр.
Тем временем генеральный директор «Золотой маски» Мария Ревякина (а ведь в рамках именно этого фестиваля был показ питерского «Гамлета») раскрыла секрет ценообразования. Она заметила, что цена зависит от затрат на постановку, от покупательной способности. И от того, что, к сожалению, до сих пор не принят на федеральном уровне закон, защищающий театры от спекулянтов.
Оказывается, руководители театров уже полгода бьются над тем, чтобы минкульт завизировал данный законопроект и он пошел по инстанциям. Потому что сейчас самые доступные билеты на ходовые спектакли вмиг скупаются спекулянтами разных мастей и до зрителя доходят в разы дороже. Как говорит Ревякина, написано уже третье обращение в адрес министерства культуры с просьбой принять меры, а воз, что называется, и ныне там.
- Принятие закона могло бы оградить и театры, и зрителя от незаконных перепродаж билетов по ценам выше номинальных, запретить продажи билетов через организации или сайты, с которыми у театра (фестиваля) не заключен официальный договор, дать возможность в досудебном порядке блокировать эти сайты, - считает гендиректор «Золотой маски». - Ведь билеты на того же «Гамлета» у перекупщиков стоили 47 тысяч рублей и выше!
Ксения Позднякова.
КОММЕРСАНТЪ/FOTODOM.RU
ТАСС/ИНТЕРПРЕСС