В московском театре «МОСТ» прошли пресс - показ и премьера спектакля «Гудок!».

Это история про то, как молодые одесситы 20–30-х годов прошлого века, увлеченные поэзией, — Валентин Катаев, Эдуард Багрицкий, Юрий Олеша, Илья Ильф и Евгений Петров — страстно мечтают состояться как литераторы и с этой целью перебираются в Москву и устраиваются в газету «Гудок».
- Это не просто спектакль, а документальная фантасмагория, в основе которой - мемуары литераторов, это документ, но разыгранный и оплодотворённый актёрской и режиссерской стихиями. Получилась мистика какая-то: сначала мы выбрали артистов, потом посмотрели фотографии их прототипов и удивились поразительному сходству! — восторженно и с юмором рассказал режиссёр-постановщик Евгений Славутин.
Кстати, на первый показ были приглашены журналисты по ныне существующей газеты «Гудок».
— Мы гордимся, что работаем в старейшей редакции, где со стен на нас смотрят портреты наших предшественников-литераторов. Да, газета меняется вместе с жизнью, идет в ногу со временем – но нам есть, что взять в прошлом, - сказал главный редактор ИД «Гудок» Денис Кравченко.
Счастливые и возбужденные зрители после просмотра оставили в интернете свои восторженные комментарии.
Дмитрий Юрьев: «Честно говоря, я ждал чего-то серьезного и, может быть, даже слегка скучного: погружения в историю, биографии писателей-классиков... Но вот чудо: и погружение было, и биографии были, - но было это светло, легко, захватывающе и полно юмора! Спектакль очень светлый - в прямом смысле, в театре МОСТ сцена - белая коробка, а не черная, как бывает чаще, и для спектакля основным цветом выбран белый. И еще очень легкий, с этаким очень профессиональным налетом самодеятельности, основывающейся на юношеском энтузиазме. Нашим писателям-классикам в начале истории от 15 до 20 лет, и это настоящие мальчишки - чрезвычайно серьезные поэты, отчаянные шалуны и вечно в поисках пропитания и романтики - и неизвестно, что нужно им больше! Замечательно, что все актеры тут - тоже очень молодые люди, и это тот самый случай, мне кажется, когда возраст важен. Многолюдная постановка для столь небольшой сцены.
Но все тут - бодро, весело, дружно! Главные герои - Валентин Катаев (Александр Сизов), Юрий Олеша (Дмитрий Райлян), Илья Ильф (Даниил Петровский), Евгений Петров (Семён Осипов) и Эдуард Багрицкий (Евгений Панфёров).
Роль рассказчика досталась Катаеву - и именно от него мы узнаем, как ребята встретились в Одессе, как Олеша мог за 15 минут написать стихи на заказ, что у Багрицкого астма и сложный характер, а Петров, в то время как все упражнялись в стихосложении, гонялся верхом за бандитами... Как компания знакомится с сестрами Суок. После - по одному, не сразу, но перебираются в Москву. Первым туда приезжает Катаев, устраивается в редакцию газеты «Гудок» и потом пристраивает туда же всех друзей. Мы видим и как появляется писатель «Ильф и Петров».
Все это неожиданно оказывается прямо-таки захватывающе и сидишь на спектакле с улыбкой все время. Такие они прекрасные, эти юные поэты! Мечтают, влюбляются, ищут себя, читают стихи, взрослеют.
Прекрасно в этой постановке то, как изумительно удалось передать сам дух той эпохи: совсем юная еще страна, увлеченная, полная энтузиазма и вдохновения молодежь, и кажется - весь мир открыт и только ждет этих ребят. Они создали литературу - новую, как та страна. Они жили - по-разному, и сложно, и весело.
Замечательный спектакль! Отдельное спасибо за подбор музыки и исполнение. Это не просто спектакль, а 2,5 часа счастья, когда выходишь из театра просветлевшим и с улыбкой... и с желанием перечитать что-то из Ильфа и Петрова... Или Багрицкого... Или Катаева...».
Екатерина Урзова: «За основу сюжета взята книга «Алмазный мой венец» Катаева, но ее текст был дополнен воспоминаниями современников. Перед нами отчаянная пятерка очень молодых (едва за 20) и очень голодных (на дворе еще военный коммунизм) отчаянных молодых людей. Они хотят славы, вина и хлеба, они ищут денег, пропитания и известности. Они остроумны, артистичны, их жизнь идет весьма извилистыми путями.
Вы знали, что Ильф одно время работал электриком, а Петров служил в угрозыске (ладно, это точно знали, ибо «Зеленый фургон» - вещь известная)? Что Юрий Олеша легко, за несколько минут мог написать стихотворение на заданную тему с заданными же рифмами? Что Катаев едва не женился на сестре Булгакова? Что жена Багрицкого в ссылке ходила отмечаться в отделение НКВД, расположенное на улице, названной в честь ее покойного мужа?
Эти факты сплетаются в невероятную, странную и сложную историю, показывающую, каким было время становления и развития СССР, когда низкое соседствовало с высоким, смешное с трагическим. Игра актеров немного старомодная, чуть-чуть слишком театральная. Но это чудесным образом напоминает нам о времени, когда происходят события в «Гудке», времени, когда великий немой ещё не говорил, а преувеличенные эмоции были привычны зрителям. Кроме того, актёры как будто показывают, что всё это несерьёзно, всё это игра. Ведь герои так молоды, им хочется жить, любить, пить вино, смеяться...
Ирина Анашкина: «У автора получилась документальная фантасмагория. Основана на биографических фактах с элементами художественного вымысла. Очень легкая, музыкальная и динамичная. Как и энергия, которая бурлила в 20 годах прошлого века.
Молодые ребята, почти все непрофессиональные актеры и для большинства - дебют. А выкладывались так, как и бывает в таких обстоятельствах. Воздадим должное смелости режиссера. Во-первых, советская литературу сейчас не самая популярная тема. Во-вторых, Славутин не побоялся дать роли не только опытным актерам, но и молодёжи, которая пришла в театральную школу театра МОСТ буквально прошлой осенью.
Как полагают театральные критики, в итоги получилась блестящая, искрящаяся юмором и при этом очень глубокая постановка о дружбе, таланте, творчестве и ценностях, у которых нет срока давности.
Андрей Князев,
фото автора.